Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

17 ПОТРЯСАЮЩИХ КНИГ великих психологов, которые меняют нашу реальность

17 ПОТРЯСАЮЩИХ КНИГ великих психологов, которые меняют нашу реальность

Саморазвитие

Откройте любые газету или журнал, и вы там найдете термины, предложенные Зигмундом Фрейдом. Сублимация, проекция, перенос, защиты, комплексы, неврозы, истерии, стрессы, психологические травмы и кризисы и т.д. – все эти слова прочно вошли в нашу жизнь. И также прочно в нее вошли книги Фрейда и других выдающихся психологов.

Предлагаем вам список самых лучших – тех, которые изменили нашу реальность.

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди.

Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире.

Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом играем друг с другом в игры, используя три роли: Взрослый, Родитель и Ребенок.

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп — это шесть разных способов мышления. Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор, чтобы научиться думать разными способами в зависимости от ситуации.

Красная шляпа — это эмоции, черная — критика, желтая — оптимизм, зеленая — творчество, синяя — управление ходом мыслей, а белая — факты и цифры.

Футболка

Альфред Адлер. Понять природу человека

Альфред Адлер — один из самых знаменитых учеников Зигмунда Фрейда. Создал свою концепцию индивидной (или индивидуальной) психологии. Адлер писал, что на поступки человека влияет не только прошлое (как учил Фрейд), но и будущее, а точнее цель, которую человек хочет достичь в будущем. И уже исходя из этой цели, он преобразует свое прошлое и настоящее.

Иными словами, только зная цель, мы можем понять, почему человек поступил так, а не иначе. Возьмем, к примеру, образ с театром: только к последнему акту мы понимаем поступки героев, которые они совершили в первом акте.

Норман Дойдж. Пластичность мозга

Доктор медицины, психиатр и психоаналитик Норман Дойдж посвятил свои исследования пластичности мозга. В своем главном труде он делает революционное заявление: наш мозг способен менять собственную структуру и работу благодаря мыслям и действиям человека. Дойдж рассказывает о последних открытиях, доказывающих, что человеческий мозг пластичен, а значит, способен самоизменяться.

В книге представлены истории об ученых, врачах и пациентах, которые смогли добиться удивительных трансформаций. Тем, у кого были серьезные проблемы, удалось без операций и таблеток вылечить заболевания мозга, считавшиеся неизлечимыми. Ну а те, у кого не было особых проблем, смогли значительно улучшить работу своего мозга.

Сьюзан Вайншенк «Законы влияния»

Сьюзан Вайншенк — известный американский психолог, специализирующийся на поведенческой психологии. Ее называют «Леди Мозг», поскольку она изучает последние достижения в области неврологии и человеческого мозга и применяет полученные знания в бизнесе и повседневной жизни.

Сьюзан рассказывает об основных законах психики. В своем бестселлере она выделяет 7 основных мотиваторов человеческого поведения, которые влияют на нашу жизнь.

Эрик Эриксон. Детство и общество

Эрик Эриксон — выдающийся психолог, который детализировал и дополнил знаменитую возрастную периодизацию Зигмунда Фрейда. Периодизация жизни человека, предложенная Эриксоном, состоит из 8 стадий, каждая из которых заканчивается кризисом. Этот кризис человек должен правильно пройти. Если не проходит, то он (кризис) добавляется в нагрузку в следующий период.

Роберт Чалдини. Психология убеждения

Знаменитая книга известного американского психолога Роберта Чалдини. Она стала классической в социальной психологии. «Психологию убеждения» рекомендуют лучшие ученые мира как пособие по межличностным отношениям и конфликтологии.

Ганс Айзенк. Измерения личности

Ганс Айзенк — британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Наиболее известен как автор популярного теста на уровень интеллекта — IQ.

Дэниел Гоулман. Эмоциональное лидерство

Психолог Дэниел Гоулман полностью изменил наше представление о лидерстве, заявив, что для лидера «эмоциональный интеллект» (EQ) важнее IQ.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность выявлять и понимать эмоции, как собственные, так и чужие, а также способность использовать эти знания, чтобы управлять своим поведением и отношениями с людьми. Лидер, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно будет проигрывать лидеру, умеющему управлять эмоциями.

Малкольм Гладуэлл. Озарение: Сила мгновенных решений

Знаменитый социолог Малкольм Гладуэлл представил ряд любопытных исследований, посвященных интуиции. Он уверен, что интуиция есть у каждого из нас, и к ней стоит прислушиваться. Наше бессознательное без нашего участия обрабатывает огромные массивы данных и на блюдечке выдает самое верное решение, которое нам остается только не пропустить и использовать с толком для себя.

Однако интуицию легко спугнуть отсутствием времени для принятия решения, состоянием стресса, а также попыткой описать словами свои мысли и действия.

Читайте так же:
Что такое психоз после инфаркта

Виктор Франкл. Воля к смыслу

Виктор Франкл — всемирно известный австрийский психолог и психиатр, ученик Альфреда Адлера и основатель логотерапии. Логотерапия (от греческого «Logos» – слово и «terapia» – забота, уход, лечение) — это направление в психотерапии, возникшее на базе тех выводов, которые Франкл сделал, будучи заключенным концлагеря.

Это терапия поиска смысла, это тот способ, который помогает человеку найти смысл в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких крайних как страдания. И здесь очень важно понять следующее: чтобы найти этот смысл, Франкл предлагает исследовать не глубины личности (как считал Фрейд), а ее высоты.

Это очень серьезная разница в акценте. До Франкла психологи в основном пытались помочь людям, исследуя глубины их подсознания, а Франкл настаивает на полном раскрытии потенциала человека, на исследовании его высот. Таким образом, акцент он делает, говоря образно, на шпиль здания (высота), а не на его подвал (глубины).

Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений

Зигмунда Фрейда представлять не надо. Скажем только несколько слов о его главных выводах. Основатель психоанализа считал, что ничего не происходит просто так, всегда надо искать причину. А причина психологических проблем кроется в бессознательном.

Он придумал новый метод, который вводит в бессознательное, а значит, изучает его – это метод свободных ассоциаций. Фрейд был уверен, что все проживают Эдипов комплекс (для мужчин) или комплекс Электры (для женщин). Становление личности происходит именно в этот период — с 3 до 5 лет.

Анна Фрейд. Психология Я и защитные механизмы

Анна Фрейд — младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Основала новое направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой считают разработку теории защитных механизмов человека.

Также Анна значительно продвинулась в изучении природы агрессии, но всё-таки самым весомым ее вкладом в психологию было создание детской психологии и детского психоанализа.

Нэнси МакВильямс. Психоаналитическая диагностика

Эта книга — Библия современного психоанализа. Американский психоаналитик Нэнси МакВильямс пишет, что все мы до некоторой степени иррациональны, а значит, про каждого человека необходимо ответить на два основных вопроса: «Насколько псих?» и «В чем конкретно псих?»

На первый вопрос позволяют ответить три уровня работы психики, а на второй — типы характера (нарциссический, шизоидный, депрессивный, параноидный, истерический и т.д.), подробно изученные Нэнси МакВильямс и описанные в книге «Психоаналитическая диагностика».

Карл Юнг. Архетип и символ

Карл Юнг — второй знаменитый ученик Зигмунда Фрейда (об Альфреде Адлере мы уже рассказывали). Юнг считал, что бессознательное — это не только все самое низшее в человеке, но и самое высшее, например, творчество. Бессознательное мыслит символами.

Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, с которым человек рождается, оно у всех одинаковое. Когда человек появляется на свет, он уже наполнен древними образами, архетипами. Они переходят из поколения в поколение. Архетипы влияют на все, что происходит с человеком.

Абрахам Маслоу. Дальние пределы человеческой психики

Абрахам Маслоу — всемирно известный психолог, пирамиду потребностей которого знают все. Но Маслоу знаменит не только этим. Он первым описал психически здорового человека. Психиатры, психотерапевты, как правило, имеют дело с психическими отклонениями. Эта область довольно хорошо изучена. А вот психическое здоровье мало кто исследовал. Что значит — быть здоровым человеком? Где грань между патологией и нормой?

Мартин Селигман. Как научиться оптимизму

Мартин Селигман — выдающийся американский психолог, основатель позитивной психологии. Всемирную известность ему принесли исследования феномена выученной беспомощности, то есть пассивности перед лицом якобы неустранимых неприятностей.

Селигман доказал, что в основе беспомощности и ее крайнего проявления — депрессии — лежит пессимизм. Психолог знакомит нас с двумя своими главными концепциями: теорией выученной беспомощности и представлением о стиле объяснений. Они тесно связаны. Первая объясняет, почему мы становимся пессимистами, а вторая — как изменить стиль мышления, чтобы из пессимиста превратиться в оптимиста. опубликовано econet.ru.

Два вида ретрофлексии

Ретрофлексия имеет два вида:

  • Если человек делает самому себе то, что он хотел бы сделать с другими.
  • Или он делает себе то, что он хотел бы, чтобы ему сделали другие.

Эти процессы не осознанны, а значит, ими сложно управлять. Управление доступно только в случае, если личность выйдет на уровень осознавания этих механизмов. Например, Вы общаетесь с человеком и замечаете в какие-то неприятные для него моменты, что он немного стискивает зубы, сжимает ладони. Это может указывать не только на то, что вопрос, который Вы с ним обсуждаете, ему не приятен, но и указывать на источник этих неприятных ощущений, т. е. Вас. В эти моменты все то, что он делает с собой, направлено на Вас.

А во втором случае, при том же контакте с Вами, в какие-то моменты, человек поглаживает себя, что может говорить о том, что ему требуется от Вас поддержка.

Читайте так же:
Экспериментальные неврозы и их фармакологическая терапия

То, в какие именно моменты это происходит, даст Вам понимание истинного отношения собеседника и к обсуждаемому вопросу, и к Вам лично. Разумеется, не все так линейно и необходимо рассматривать это в контексте ситуации, однако, изучив реакции партнера, очень скоро Вы сможете «читать его» как открытую книгу.

Личности, у которой запускается этот механизм, сложно замечать других людей, обращаться к ним напрямую, контактная граница смещается внутрь личности, а импульс, который был адресован во вне, другому человеку, не достигает цели, замыкается в самой личности.

Конечно, в данном случае, человек в большинстве случаев не получит от других того, чего хочет. А что с этим делать? По сути, ему остался один шаг – опустить письмо в почтовый ящик или нажать клавишу «отправить», но вместо этого человек ждет того, что письмо прочтут, однако, носит его в своей сумке.

Также возможно поведение личности, при котором человек, как бы наблюдая за собой со стороны, видит нелепость или абсурдность своего поведения, либо ему становится неловко. В этом случае возникает аутоагрессия, т. е. агрессивные импульсы, направленные на себя самого. Причиной возникновения такого механизма является то, что когда-то, в момент взросления, человек обратился к другим за помощью и встретил сопротивление, или враждебность среды и человек получил отказ, или еще больше – наказание. В данном случае само наказание за «проступок» не устраняет саму потребность человека, вынужденной мерой будет ее сдерживание. Это приводит к напряжению мышц. Такие люди могут говорить на психологической сессии что-то подобное: «Помогите мне справиться с собой!».

По сути, можно говорить о том, что в личности присутствует одновременно две стороны: одна — желает что-то получить, а вторая — тормозит этот импульс. В случае, когда мы встречаемся с недостатком способности личности к самоподдержке, или окружение является не дружественным и деструктивным, или если оно воспринимается им с недоверием, движение, которое должно было быть направлено в среду, подавляется и происходит блокирование действия. Личность, боящаяся критики или отказа, останавливается и направляет энергию, первоначально направленную в среду для удовлетворения потребности, на себя. Со временем, сам человек уже перестает «тестировать окружение» на предмет безопасности и подобные реакции становятся автоматическими. А как можно получить желаемое, если Вы это не запрашиваете у других? Но сама потребность остается. Например, проходя собеседование на работу, кандидат, даже являясь высококвалифицированным специалистом, не всегда способен заявить свой райдер. Это не стеснительность или скромность, а возврат к ситуации в детстве, когда то, что он запрашивал у других, столкнулось с сопротивлением или даже наказанием. В данном случае личность реагирует в ситуации здесь и теперь способом, как было там и тогда. Очень важно это разделять, что возможно в случае осознавания и выявления у себя подобных вариантов реакций.

Сдерживание себя необходимо рассматривать в отношении социальной уместности и адекватности поступков. Например, сдерживание мочеиспускания во время лекции не является патологией. Человек осознает импульс, но предпочитает (и имеет возможность) подождать. Здесь обе составляющие осознаваемы и принадлежат одному человеку, он способен этим управлять. Важно осознавать свои побуждения и их последствия.

Однако ретрофлексия патологична в случаях, когда она становится хронической, привычной. В этом случае естественная задержка спонтанного поведения закрепляется в отказе от действия. Человек перестает манипулировать в среде и средой, застывает, в нем много напряжения и мало жизни. Например, отец требует от мальчика: «Мальчики не плачут!». Ребенок перестает плакать, переживать потерю самым естественным образом. Следствием этого могут возникнуть депрессивные состояния. При этом внутреннее напряжение нарастает, а выход накапливающегося напряжения блокируется. Очень хорошо, если при этом этот парень, например, вместе с папой, занимается спортом или активными видами деятельности, при этом происходит сброс накопившейся энергии. А просто замалчивание и игнорирование желания поплакать приводит к неспособности в будущем выражать свои чувства.

"Норд-Ост" девятнадцать лет спустя: Как происходил захват заложников в Театральном центре на Дубровке

<p>Фото © ТАСС / Антон Денисов</p>

Фото © ТАСС / Антон Денисов

23 октября 2002 года произошёл захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл «Норд-Ост». Мюзикл нравился не всем, но по какому-то жуткому стечению обстоятельств некоторые зрители хоть и хотели уйти в антракте, но всё же остались — во втором акте постановщики обещали посадить на сцену самолёт.

Захват случился сразу после песни лётчиков, и поначалу он был воспринят зрителями как часть спектакля. Террористы во главе с Бараевым зашли в зал двумя группами: одна поднялась на сцену, и кто-то из преступников сразу же выстрелил из автомата в потолок. Другие зашли в зал с центрального входа и быстро распределились среди зрителей. Многие из преступников находились в крайнем возбуждении, почти в эйфории. Позже заложница из Казахстана Светлана Губарева будет уверять журналистов BBC, что «они не собирались нас убивать». Это неправда. Террористы совершенно точно знали, что делали, — они готовили бойню.

Читайте так же:
Невроз страха у детей дошкольного возраста

Фото © ТАСС / Снимок сделан с экрана телевизора, НТВ

Фото © ТАСС / Снимок сделан с экрана телевизора, НТВ

Сначала заложникам позволили позвонить домой, сообщить о захвате, затем отобрали у них телефоны, стали готовить зал к подрыву: по периметру через каждые пять метров установили бомбы, в центре зала поставили баллоны, внутри которых находились 152-миллиметровые осколочно-фугасные снаряды, а свободное место было заполнено поражающими элементами — это делалось для того, чтобы в случае подрыва никто не выжил. Были привязаны бомбы к опорам в зале — крыша должна была рухнуть на головы заложникам.

В конце зрительских рядов расположились женщины-смертницы с поясами шахидов. Террористы всё тщательно просчитали — смертниц разместили таким образом, чтобы взрывы перекрывали всё пространство зрительного зала. В общей сложности к подрыву приготовили взрывчатку, эквивалентную 120 килограммам тротила.

Как только стало известно о захвате, к зданию Театрального центра стали стягиваться милиция, военные, прибыли бойцы подразделения «Альфа». Больницы были приведены в режим повышенной готовности, были вызваны на работу хирурги и реаниматологи. План с применением нервно-паралитического газа как выход из ситуации стали рассматривать почти сразу. С террористами в переговоры вступили только в первом часу ночи. Главное требование, которое они выдвинули, — прекращение боевых действий в Чечне и вывод из неё российских войск.

Фото © Getty Images

Фото © Getty Images

Главной тактикой силовиков было тянуть время, поэтому за трое суток — до 6:30 26 октября в переговоры с преступниками вступали самые разные люди: от певца Иосифа Кобзона до врача Леонида Рошаля. Сами террористы требовали, чтобы в переговорах принимали участие конкретные журналисты и политики, среди которых называли Бориса Немцова, Григория Явлинского, Ирину Хакамаду и Анну Политковскую. В результате переговоров отпустили 20 человек, среди которых были дети и иностранцы-мусульмане. Террористы обещали отпустить американцев, которые оказались в зале, но так этого и не сделали.

Несмотря на оцепление, в театр смогли проникнуть три человека. Как они это сделали, неизвестно. Среди них оказалась совершенно отчаянная девушка Ольга Романова. Ольга жила в соседнем здании, в детстве ходила в кружки — театральный центр раньше был Домом культуры, она знала его как свои пять пальцев. Она сумела миновать всех: и ОМОН, и террористов, подошла к Бараеву и потребовала от него освобождения заложников. Разговор шёл на повышенных тонах, в конце концов кто-то назвал Ольгу провокатором, её вытолкали в боковую дверь и убили очередью из автомата. Вторым был 35-летний военный юрист Константин Васильев, который пришёл в театральный центр 25 октября — он хотел обменять себя на детей. Но его застрелили как «лазутчика». Лазутчиком назвали и автокрановщика Геннадия Влаха, который 25 октября пробрался в зал за сыном. Сына в зале не оказалось, а мужчину убили.

Фото © Getty Images

Фото © Getty Images

Вечером 25 октября не выдержали нервы у заложника Дмитрия Грибкова — с бутылкой из-под колы он бросился на одну из смертниц. Открывшие по нему огонь террористы попали в двух других заложников, один из которых оказался убит, а второй — ранен. Все эти дни заложников держали почти без воды, без еды и в крайнем напряжении. План террористов не предусматривал того, что огромную толпу людей нужно будет кормить, поить и водить в туалет. На балконе преступники зачем-то разделили мужчин и женщин. Сделать это в партере так и не смогли. Ночью 26 октября Бараев заявил, что начинает расстреливать заложников.

Решение о штурме было принято сразу после того, как стало известно о жертвах среди заложников. В ночь на 26 октября на техэтаж театра проникла группа спецназовцев. Они разломали перегородки, чтобы получить доступ к вентиляции. В зал по вентиляции был пущен нервно-паралитический газ, а в 5:45 спецназ пошёл на штурм. Несколько террористов в респираторах пытались оказать сопротивление, но были уничтожены. Большая часть заложников очнулась в больницах, но 119 человек медикам так и не удалось спасти.

Фото © ТАСС

Либеральные СМИ бились в истерике. Цифры погибших и пропавших без вести становились астрономическими. Некоторые журналисты утверждали, что в штаб было подано аж 800 заявлений о пропавших без вести людях. В смертях обвиняли то власти, то спецназ. Масла в огонь подливали сами заложники, у которых проявлялся «стокгольмский синдром». Они рассказывали о том, как террористы о них «заботились» и какие «злые» на самом деле бойцы «Альфы», простреливавшие фойе, умилялись утреннему намазу террористов и уверяли всех, что теперь именно «российский спецназ — наши враги».

Читайте так же:
9 признаков того что у тебя невроз

Проколы в организации операции наверняка были, но к «Альфе» они не имели никакого отношения. Оказалось, что скорые стояли слишком далеко, эвакуировать заложников вовремя было сложно. С другой стороны, начни спецназ подгонять скорые поближе, это могло стать известно террористам — и тогда они взорвали бы здание ещё до штурма.

Фото © ТАСС/Антон Денисов

Фото © ТАСС/Антон Денисов

Кроме того, подобную операцию проводили впервые. Она и сейчас осталась уникальной — история не знает такого масштабного захвата заложников. Множество проколов было при проведении подобных операций и в европейских странах, и на Ближнем Востоке. Например, гибелью всех заложников закончился теракт во время Олимпиады в Мюнхене — связанных спортсменов закидали гранатами. В 2010 году во время захвата заложников в католическом храме в Багдаде из 100 заложников были убиты 58 человек. Операция шла под патронажем спецслужб США, но это не помогло. Список можно продолжить. Не было бы газа, зал был бы всё равно подорван. Тогда погибли бы все 916 человек.

Говорят, когда бойцы «Альфы» в одну из реанимаций, где лежали заложники, принесли торт и шампанское, женщины закричали от страха. Решили, что бойцы в форме — террористы. Одна из пострадавших, Ирина К., узнав, что в театральном центре погиб её маленький сын Ярослав — его застрелили террористы во время штурма, — вырвала из рук капельницы, взяла такси, доехала до моста в Коломенском и бросилась с него в воду. Слава богу, её спасли, вытащили из воды. Бог услышал её мольбы — со временем у неё появились сын и дочь.

Шпионаж, бриллианты и ограбление: Кто убил актрису Зою Фёдорову и почему дело до сих пор не раскрыто

С полученным стрессом люди справлялись по-разному. Отрыдав по погибшим, они учились жить заново. Одни обвиняли во всём бойцов «Альфы», другие погружались в работу. Третьим, чтобы преодолеть страх, пришлось снова сходить на злополучный мюзикл. Четвёртые организовали общественную организацию, отстаивающую интересы потерпевших.

Фото © ТАСС / Юрий Машков

Фото © ТАСС / Юрий Машков

Смертельная попутка: Как маньяк Шипилов убивал и насиловал женщин, отбывая срок в колонии

Теперь на месте трагедии стоит памятник и висит мемориальная доска. Каждый год Москва вспоминает невинно убитых. Наверное, важно не только помнить о погибших, но и ценить то, что у нас есть, — мирное небо над головой. И когда СМИ передают информацию о задержанных силовиками террористах — следует помнить: мы живы, пока наши силовики работают.

Ошибки ценой в карьеру

Для критиков у Айзенка был железобетонный аргумент: вы просто не хотите принять факты. Они не сочетаются с вашими убеждениями, с вашей идеологией — поэтому вы бунтуете, парировал он. Но научные выводы не должны зависеть от того, в какую сторону сейчас дует ветер и кто президент. Они опираются только на полученные данные.

От драпетомании до "таблеток для чернокожих": как наука преодолевала расизм

Но именно с этим у Айзенка были проблемы. Он слишком доверялся дедуктивному подходу: брал теорию и проверял ее на практике, каждый раз получая подтверждения. Но в таком случае велик риск подогнать выводы под свою схему. Коллеги не раз находили в работах Айзенка необоснованные допущения, логические противоречия и "перескоки" от простой статистической зависимости к причинно-следственной связи. В 2010-х годах расследование, проведенное Королевским колледжем Лондона, выявило в его работах признаки манипуляции данными и сделало вывод, что они "несовместимы с современной наукой". В 2019 году из научных журналов были отозваны 26 его работ, а в 2020 году — еще 14.

Что касается той самой работы о расе и интеллекте, то последующие исследования подтвердили, что гены, связанные с интеллектом, действительно есть. Но их вклад далеко не так велик, как считал Айзенк. А более глубокое понимание популяционной генетики показало, что расовые различия в IQ можно полностью объяснить факторами среды – особенно дискриминацией в обществе, при которой люди с черным цветом кожи на протяжении поколений оказываются лишены возможностей, доступных их белым согражданам.

Парадокс в том, что Айзенк, превозносивший научную объективность, сам оказался жертвой убеждений. Одно из них состояло в том, что можно измерить интеллект любого человека единой меркой. А затем, взяв результат, оценить по нему умственное развитие — и даже сделать вывод о жизненных перспективах. Сегодня исследования доказали, что интеллект сам по себе — условный термин, и правильнее говорить про когнитивные способности. Например, психолог Джой Гилфорд насчитывает 120 отдельных способностей, которые человек задействует при работе с информацией, и тесты IQ описывают лишь малую часть из них.

Сегодня тестирование IQ носит в основном рекомендательный характер. Например, еще в 1979 году суд Калифорнии запретил использовать IQ-тесты для направления учащихся в классы коррекции. Но сам Айзенк, несмотря на все "заносы", остается одним из самых цитируемых психологов XX века. А его факторная модель личности в улучшенном виде применяется до сих пор. Как говорится, из песни слова не выкинешь.

Читайте так же:
Частые позывы к мочеиспусканию у детей невроз

Разделить фантазии и реальность. Шаг второй

Подумайте логически: вероятность того, что незнакомый человек, услышав ваш голос, положит трубку, очень низкая. И в вашем опыте вряд ли это часто случалось. Отложите в одну «ячейку» мозга вашу фантазию: «это я так думаю», а в другую — реальность: «вряд ли это произойдет». Тогда вы сможете постепенно начать контролировать ситуацию.

В некоторых случаях люди сразу вспоминают, откуда у них берутся такие мысли. Например, в голове возникает непонятная картинка — мама уходит от кроватки с младенцем. Или же закрывает в комнате плачущего ребенка (вас). Такие картинки могут быть совсем разными. Но они очень важные. Ведь когда- то — в детстве — вы испытали то самое отвержение. Мама оставила, папа ушел и т.д. На какое-то время, но вы расценили это как «навсегда», как угрозу своей жизни. И тогда, скорее всего, это действительно могло угрожать жизни маленького ребенка. Сейчас — нет, но механизм реагирования организма — остался.

Осознание того, что страх отвержения сформировался в детстве и «тянется» до сих пор — тоже важное открытие. И что он не имеет почти никакого отношения к тем людям, от которых вы ждете отвержения сейчас. Часто на этом этапе люди осознают разницу и начинают разделять реальности. Проще говоря — видеть то, что есть на самом деле – объективно.

теплые отношения

Упражнение на исследование качества контактов с людьми

Иногда страх отвержения связан с тем, что в детстве родители давали недостаточно положительных эмоциональных и телесных контактов. Для ребенка это очень важно, а недостаток такого общения расценивается им как непринятие.

Если же контакты в основном отрицательные — ребенок либо замыкается в себе (что впоследствии грозит развитием пагубных зависимостей, слабоволия), или восстает — тем самым агрессивно и конфликтно реагируя на мир (а это чревато преступностью и беззаконием). Недостаток положительных контактов, игнорирование ребенка часто отзывается (уже во взрослом возрасте) отгороженностью от людей, страхом общения, телесных прикосновений, обесчувствованием или проблемами в сексуальной сфере.

Следующее упражнение поможет выявить, как вы обычно контактируете с людьми. И как с вами контактировали в детстве.

Вспомните, как вы провели последние сорок восемь часов и с кем встречались. Проанализируйте и оцените свои способности давать и принимать контакты.

С кем вы контактировали?

Как вы контактировали?

Положительно или отрицательно?

Избегали ли вы контактов с кем-либо? Почему?

Желали ли вы контактов с кем-либо? Почему?

Кто именно контактировал с вами? Как они контактировали? Положительно или отрицательно?

Избегали ли вы чьего-либо желания контактировать с вами? Почему?

Хотели ли вы, чтобы кто-либо контактировал с вами?

Теперь представьте шкалу потребностей в контактах —

слева которой — полное избегание контактов

справа которой — полное непрерывное стремление к контактам

Мысленно отметьте, где вы расположите себя на этой шкале сейчас? И где вы бы хотели быть расположены? Используя эту же шкалу, оцените частоту ваших контактов, их напряженность, искренность. Можете ли установить связь между нынешним стилем ваших контактов и детским опытом? Если вы не можете вспомнить, как и где с вами контактировали в детстве, то следующие упражнения помогут вам.

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте очертания вашего тела спереди и сзади. Раскрасьте красным цветом те участки, к которым другие прикасаются чаще всего, розовым — к которым прикасаются менее часто, зеленым — редко и голубым — к которым никогда не прикасаются. Те участки, где контакты отрицательны, заштрихуйте сверху черными линиями. Изучите ваш «портрет контактов». Попытайтесь заново испытать свои старые чувства. Какие они и по поводу чего? Нет ли у вас барьера, который мешает пережить их?

Глубинно осознать, где спрятаны истоки страха отвержения, изменить собственное восприятие и стиль поведения, возможно, осознавая себя радом с другим. В этом может поддержать грамотный психолог в Киеве. Он станет умелым проводником по хрупким тропам бессознательного. И тогда, возможно, у вас наконец получится, например, без страха сказать ближнему «Я так нуждаюсь в твоей любви, хочу, чтобы ты обо мне заботился (заботилась), мне так важно твое внимание!» — и получить желаемое сполна. А если и не получить, то не воспринять отвержение или отказ как «конец света», а, возможно, легко найти в другим месте.

Психолог в Киеве, недалеко от центра города, кабинет возле ст. м. «Шулявская». Также консультации по Скайп.

Автор Елена Митина https://elenamitina.com.ua

Использование материалов разрешено только с указанием авторства и активной ссылки на сайт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector