Vladey-soboy.ru

Владей Собой
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стресс и болезни. Как волнение и тревога влияют на наш организм

Стресс и болезни. Как волнение и тревога влияют на наш организм?

Организм людей, которые постоянно подвергаются воздействию стресса, изнашивается на 40% быстрее, чем у тех людей, которые живут в спокойствии. Вопрос внутренней гармонии переходит в разряд жизненно важных, особенно сегодня, когда пугающие новости поступают регулярно и в большом количестве.

Как именно влияет стресс на наше тело? По каким органам и системам бьет в первую очередь? Почему нельзя оставлять эти проблемы без внимания? На самые волнующие вопросы отвечает психотерапевт Елена Тарасевич.

Важно, как долго человек испытывает стресс

— Стресс стал частью нашей жизни, он «подстерегает» в самых разных ситуациях. И, кстати, это не всегда плохо.

Состояние стресса побуждает нас справляться с тяжелой работой и находить выход из экстремальных ситуаций. Также захватывающие события и яркие эмоции нередко сопровождаются стрессом. Однако важно не упустить момент, когда стрессовая нагрузка становится чрезмерной и превращается в серьезную угрозу для здоровья.

В зависимости от длительности воздействия выделяют кратковременный и хронический стресс. Если из первого в некоторых случаях даже возможно извлечь для себя пользу, так как увеличивается количество энергии, возрастает физическая сила и концентрация, человек становится азартным и активным, то длительные и регулярные воздействия стрессовых факторов человек переносит гораздо хуже.

Так, при работе в сложном коллективе с «токсичным» боссом или постоянной угрозе конфликта с близким человеком стресс переходит в хроническую форму — организм пребывает в постоянном напряжении, его сердечно-сосудистая, нервная и другие системы испытывают повышенную нагрузку.

Состояние стресса делится на 3 этапа

  • Стадия мобилизации: происходит всплеск энергии, сердце начинает биться чаще, дыхание становится поверхностным, артериальное давление повышается, усиленно выделяется адреналин и другой «гормон стресса» — кортизол. Это в некотором смысле «первобытная» реакция, которая готовит организм к выполнению команды «бей или беги».
Читайте так же:
Призовут ли в армию с энурезом

  • Стадия сопротивления: первый шок проходит, выработка гормонов несколько снижается (но все еще выше нормы), однако организм продолжает пребывать в состоянии повышенной готовности.
  • Стадия истощения: если организм чрезмерно долго находится в состоянии стресса, то его защитные механизмы неизбежно дают сбой. Физические и эмоциональные ресурсы заканчиваются. Все это может привести к негативному влиянию на работу иммунной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Полезный и вредный стресс

Мы привыкли использовать слово «стресс» для описания исключительно негативных ситуаций. На самом же деле, как я уже говорила, влияние стресса на организм человека наблюдается не только при проблемах и неприятностях, но и во время позитивных событий. Для удобства различения этих состояний были введены понятия эустресса и дистресса.

Эустресс — это «положительный» стресс, который:

  • всегда краткосрочен;
  • мотивирует и повышает работоспособность;
  • относительно легко переносится как физически, так и психологически;
  • завершается расслаблением и положительными эмоциями.

Примеры эустресса: рождение ребенка, день свадьбы или продвижение по карьерной лестнице, поступление в университет и другое.

Дистресс деструктивен, и особенности у него совсем другие:

  • как хроническая, так и острая форма течения;
  • подавленность, снижение производительности труда;
  • утрата способности к адаптации к окружающему миру;
  • физиологическое недомогание на фоне негативных эмоций;
  • развитие соматических и психических заболеваний.

Причины дистресса: тяжелая болезнь близкого человека, длительные конфликтные ситуации, безработица, проблемы со сном и так далее.

К каким заболеваниям может привести стресс?

Стресс бывает 3 видов и каждый из них оказывает различное влияние на самочувствие человека:

  • психологический или эмоциональный – возникает из-за сильных положительных или отрицательных эмоций;
  • физиологический, связанный с воздействием таких внешних факторов, как жажда, голод, боль, жара;
  • кратковременный, выражающийся в кратковременной естественной реакции на внешнее раздражение; хронический, из которого невозможно выйти без дополнительных усилий.
Читайте так же:
Конспекты логопедического занятия по заиканию

Признаки состояния стресса у различных людей имеют много общего, это:

  • вегетососудистые симптомы: головная боль, дрожь, потливость, холодные конечности, утомляемость;
  • тахикардия и боли в груди;
  • напряжение мышц, бруксизм;
  • расстройства ЖКТ: колики, диарея, запор, тошнота;
  • нарушения пищевого поведения, приводящие к прибавке или потере веса;
  • простудные и инфекционные заболевания, возникающие в связи со снижением иммунитета;
  • эмоциональные проблемы — чувство подавленности, тревоги, замкнутость, невозможность расслабиться, пессимизм, снижение либидо;
  • когнитивные нарушения — забывчивость, низкая концентрация внимания;
  • проблемы со сном.

Первое время эти симптомы могут появляться изолированно. Однако длительное состояние стресса легко может усугубить многие проблемы со здоровьем или стать причиной развития новых, среди которых:

  • гипертоническая болезнь, аритмия, инфаркт миокарда (в особой группе риска находятся люди с уже имеющимися перечисленными заболеваниями, поскольку стресс, как показывают исследования, значительно ухудшает их течение);
  • приобретенный иммунодефицит — повышенная активность гормонов стресса, которые выделяются корой надпочечников, угнетает работу клеток иммунной системы;
  • синдром раздраженного кишечника, язвенный колит, гастрит;
  • псориаз, акне, алопеция (выпадение волос);
  • метаболический синдром — длительный гормональный дисбаланс может достигать таких масштабов, что вес невозможно самостоятельно контролировать даже с помощью диет;
  • депрессии, неврозы, когнитивные и поведенческие нарушения — гормоны активности подавляют стволовые клетки в гиппокампе, происходит нарушение связей между нейронами, а также процесса образования новых нервных клеток и работы нервных цепей;
  • алкогольная и наркотическая зависимость. Существует связь между состоянием постоянного стресса и злоупотреблением психоактивными веществами.

Как выйти из этого состояния?

— Многие люди, которые испытывают длительный стресс, даже не пытаются изменить привычки и устранить факторы, усугубляющие ситуацию. Это большая ошибка, ведь нормализация образа жизни — важнейший шаг в борьбе с любым недугом. Выполняйте хотя бы эти простые правила:

  1. Высыпайтесь. Исследования доказали тесную связь хронического стресса с недостатком сна. Необходимо приучать себя ложиться спать и просыпаться примерно в одно время. Стараться спать ночью не менее 7-8 часов.
  2. Перед сном воздержитесь от просмотра телевизора, использования телефона, планшета и других источников «синего света», который угнетает выработку мелатонина — «гормона сна».

Бывают ситуации, когда человек пытается нормализовать свою жизнь, но не получается: завал на работе только увеличивается, времени ни на что нет и даже уснуть вовремя из-за тревожных мыслей не удается. В этом случае альтернативным решением может стать медикаментозная поддержка. Обращайтесь к специалистам, которые подберут вам оптимальную программу лечения, и уже скоро вы сможете вернуться к полноценной жизни без стресса.

Психология тревожности

Психология тревожностиВыполнила: Стальмахович А.Н 505 гр., заочное

Психология тревожностиВыполнила: Стальмахович А.Н 505 гр., заочное

1 слайд

Описание слайда:

Психология тревожности
Выполнила: Стальмахович А.Н 505 гр., заочное

Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. В психологии под тревож

2 слайд

Описание слайда:

Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года.
В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А.М.).

Тревожность, тревога и страхРазличают тревожность как эмоциональное состояние

3 слайд

Описание слайда:

Тревожность, тревога и страх
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность».
Сегодня наиболее распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность — как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера.

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ Психологические и педагогические факторы возникновения

4 слайд

Описание слайда:

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ
Психологические и педагогические факторы возникновения тревожности и закрепления ее как относительно устойчивого личностного образования.
Внешние источники тревожности:
Семейное воспитание;
Школьная успешность;
Взаимоотношения с педагогами;
Взаимоотношения со сверстниками;
Внутриличностные источники тревожности:
Эмоциональный опыт;
Внутренний конфликт;

Виды тревожностиВыделяются разные виды тревожности: устойчивая тревожност

5 слайд

Описание слайда:

Виды тревожности
Выделяются разные виды тревожности:
устойчивая тревожность в какой-либо сфере — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную.
общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Формы тревожности Форма тревожности -особое сочетание характера переживания,

6 слайд

Описание слайда:

Формы тревожности
Форма тревожности -особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального его выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности.
Существует две основных категорий тревожности:
1 открытая- сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2 скрытая- в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения.

МаскиГоворя о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так назы

7 слайд

Описание слайда:

Маски
Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности.

«Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне.
В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность.

Портрет тревожного ребенкаТаких детей отличает чрезмерное беспокойство, приче

8 слайд

Описание слайда:

Портрет тревожного ребенка
Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа1. Психологическое просвещен

9 слайд

Описание слайда:

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа
1. Психологическое просвещение родителей;
2. Психологическое просвещение педагогов;
3.Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
4. Непосредственная работа с детьми и подростками;
5. Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами обучающей ситуации;

Методы коррекции Определены следующие эффективные методы коррекции детско

10 слайд

Описание слайда:

Методы коррекции
Определены следующие эффективные методы коррекции детской тревожности:
арттерапия (рассматривается в трудах О.А. Карабановой, А.И. Захарова и других);
музыкотерапия (В.Н. Бехтерев и другие);
сказкотерапия;
поведенческий тренинг;
психогимнастика (М.И. Чистякова, Р.В. Овчарова и др.);
психогимнастические игры и упражнения.

Игра в психокоррекции Главным, ведущим видом деятельности в дошкольном воз

11 слайд

Описание слайда:

Игра в психокоррекции
Главным, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра: именно благодаря правильно организованной и подобранной игре можно преодолеть различные эмоциональные трудности ребенка.
Игры-драматизации, посвященные разыгрыванию жизненных проблем, ситуаций, произошедших с ребенком.
Элементы дидактических игр, предполагающих постановку и реализацию учебных задач. Их значимость велика при обучении тревожных детей процессу планирования своей деятельности.
Подвижные игры с правилами – они направлены на развитие саморегуляции мышечной напряженности, представляют собой первый шаг на пути развития способности к регуляции своих эмоциональных состояний.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector