Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игровая терапия при работе с детьми

Игровая терапия при работе с детьми

Игровая терапия

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Сегодня мы поговорим о том, как она применяется при работе с детьми, но для начала немного общей информации.

Суть данной методики лежит в применении терапевтического воздействия игры для содействия человеку в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию.

Игровые ситуации дают возможность:

  • показать способы решения конфликтных ситуаций
  • изменить неблагоприятные черты характера
  • рассеять проявления фобий

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

В этой статье мы преимущественно будем рассказывать об играх, которые направлены на лечение психологических трудностей детей и подростков. Дети испытывают сложности с тем, чтобы описать терапевту свои мысли и чувства, но в игре они способны «показать» свои мысли, желания, переживания и страхи.

Содержание игры, специфика представленных в игре межличностных отношений и характеров, конфликтов, устремлений и эмоций, продемонстрированный уровень концептуальной сложности и организации – все это имеет значение для сбора информации и постановки диагноза терапевтом.

Подводим итог: игровая терапия – это тип лечения, где терапевты позволяют клиентам (которые часто, но не всегда дети) играть во время сеансов. Специалисты не просто сидят с клиентами и задают им вопросы об их проблемах. Игра же может быть как недирективной, когда клиент играет с игрушкой, чтобы снять стресс, так и директивной, когда пациент должен рассказать историю о своей семье при помощи кукол.

Идея игровой терапии заключается в том, чтобы позволить клиенту чувствовать себя более комфортно. При помощи человек больше склонен выражать себя, чем в традиционном сеансе терапии.

Читайте так же:
Частые позывы к мочеиспусканию при неврозе

Модули и ключевые темы программы

1. Игровая психотерапия: введение.

История игровой терапии, центрированной на ребенке (игра в психотерапии, психоанализ, гуманистический подход).

Базовые принципы ИТЦР.

Структура терапевтического процесса.

Оборудование кабинета игрового терапевта и принципы его использования.

Основные техники игровой терапии.

Демонстрационные сессии (видеозапись, работа в группе).


2. Базовые навыки и компетенции игрового терапевта.

Компетенции игрового терапевта.

strong>Навыки, обеспечивающие терапевтический процесс.

Контакт терапевта с ребенком как инструмент работы (установление рабочих отношений терапевт-ребенок).

Навыки игрового терапевта: трекинг, поддержка и структурирование.

Ограничения как инструмент терапевтической работы.

Отработка навыков участников.


3. Позиция игрового терапевта и эффективность его работы.

Системность представлений игрового терапевта о целях и задачах работы.

Убеждения игрового терапевта и их влияние на процесс терапии.

Принятие как позиция и деятельность.

Аутентичность игрового терапевта

Умение выстраивать «границы» в терапевтическом процессе.

Этика в ИТЦР: общение с родителями и другими специалистами, участие в интервизиях/супервизиях и т.д.

4. Анализ игры в недирективной игровой терапии.

Динамика игровой деятельности в терапевтическом процессе.

Тематический анализ игры ребенка.

Анализ поведения ребенка в игре (шкала наблюдения Хоу и Сильверн).

Принципы ведения случая в игровой терапии.

Разбор игровых сессий участников.


5. Сложные случаи в игровой терапии. Использование дополнительных техник.

Ограничения метода.

Игровая терапия в работе с особыми группами детей.

Выход за рамки традиционного сеттинга и его возможности.

Возможности для использования арт-терапевтических техник в игровой терапии.

Работа с красками и свободное рисование.

Работа с незавершенными картинами.

Групповая работа с детьми.


6. Работа с родителями в ИТЦР.

Стратегия работы игрового терапевта с родителями.

Составление плана помощи семье.

Установление доверительных отношений с родителями, сотрудничество с ними.

Работа с диадами.

Читайте так же:
Что будет после психоза от спайса

Обучение родителей внутрисемейной игровой терапии.


7. Интервизия в ИТЦР.

Цели и задачи интервизии.

Требования к случаю для разбора с коллегами.

Правила предоставления и получения обратной связи.

Обсуждение кейсов участников группы.

Организация игровой терапии в работе с детьми. Стратегии ее применения в психокоррекционном процессе

Продолжительность: 108 ч/1.5 мес.

Старт:
03 ноября 2021 года

Для поступления необходимо любое высшее или среднее профессиональное образование.

  • Лекции и видеоматериалы по каждому модулю.
  • Задания преподавателей по изучаемым темам: групповые и индивидуальные. Проверка и обратная связь по заданиям.
  • По итогам успешного обучения – удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
  • Доступ к учебным материалам без ограничений, в том числе для выпускников.
  • Практики и методы игровой терапии.
  • Оборудование кабинета для игровой терапии.
  • Начало работы в игровой терапии.
  • Взаимодействие с родителями детей в рамках организации игровой терапии.
  • Анализ сложных случаев, ситуаций, наиболее частых затруднений с разъяснением стратегии и тактики работы.
  • Методики завершения работы в игровой терапии.

Модуль I. Теория детской игры

Модуль II. Процесс игровой терапии

Модуль III. Практика игровой терапии

Андропова Людмила Олеговна

Практикующий психолог со стажем более 16 лет. Кандидат психологических наук, специальный и клинический психолог. Специалист в области гештальт-терапии, коучинга, личностно-центрированной терапии, песочной терапии, системной семейной терапии.

Познакомьтесь с преподавателями — посмотрите вебинары по темам:

  • Работа с родителями в психотерапии детей и подростков.

Преподаватель — Кустова Ю.В.

  • Лекции.
  • Видеоматериалы.
  • Индивидуальные домашние задания.
  • Групповые домашние задания.
  • Обратная связь от преподавателя по домашним заданиям. Ответы преподавателя на вопросы по лекциям.

При наличии соответствующего образования вы сможете организовывать игровую терапию в психокоррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, проводить консультации с родителями.

Читайте так же:
Из за невроза можно попасть в психушку

Также вы сможете:

  • оборудовать кабинет для психокоррекционной работы с детьми с применением методов игровой терапии;
  • правильно выстраивать структуру занятий от начала до конца;
  • проводить анализ ситуаций и консультировать по ним родителей.

После обучения вы сможете организовывать игровую терапию в психокоррекционном процессе: вести занятия с детьми, консультировать родителей. Вам доступно продолжение обучения в любом из направлений психотерапии. Психоанализ, гештальт, когнитивно-бихевиоральный подход могут эффективно дополнять игровую психотерапию. Также эта программа может стать основой для вашего дальнейшего развития в качестве песочного терапевта.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Игровая психотерапия (4)

Основная игротерапевтическая функция игры — в непринуждённых условиях выявить и откорректировать отклонения в поведении и психике. Для её реализации в зависимости от конкретной проблемы специалисты решают сразу несколько задач:

  • восстановление доверия к окружающим, помощь в социальной адаптации, развитие коммуникативной сферы, оптимизация отношений в системах «ребёнок — родители», «ребёнок — взрослые», «ребёнок — другие дети» (подобные схемы прорабатываются и для взрослых);
  • дезактуализация фобических проявлений; ;
  • исправление деформаций в формировании «Я-концепции»;
  • коррекция отрицательных черт характера и поведенческих отклонений;
  • лечение пограничных расстройств личности и поведения;
  • облегчение психологических страданий;
  • повышение самооценки, избавление от внутренних комплексов;
  • создание благоприятных условий для развития речи, мышления, памяти и других когнитивных способностей.

Если обобщить все эти задачи, специалисты с помощью игротерапии диагностируют проблему и либо её корректируют (в психологии), либо лечат (в психотерапии), а также обучают.

Игровая терапия в домах престарелых

Игры – это не только способ интересно провести досуг и занять время, но и прекрасная возможность понять себя и решить некоторые психологические проблемы, с которыми сталкивается каждый человек в зрелом возрасте. Игровая терапия – это одно из наиболее популярных направлений в работе с пожилыми людьми и обитателями домов престарелых. Игры улучшают настроение, способствуют активизации работы мозга, помогают сохранить трезвость и гибкость ума и оказывают крайне благоприятное воздействие на психологическое состояние. При этом участником игры может быть каждый человек, вне зависимости от его физических возможностей и общего состояния здоровья.

Читайте так же:
Шум и заложенность в ушах при неврозе

В сети частных пансионатов «Опека», помимо стандартных настольных и активных игр, пожилых людей ждут сеансы игровой терапии с профессиональными психологами.

Игротерапия

Игровая терапия в лечении возрастных заболеваний

Игровая терапия или лечение через игру, стала широко использоваться в психотерапии в начале 20-х годов прошлого века. Изначально подобную терапию использовали для работы с детьми, так как, в силу возрастных особенностей, дети наиболее восприимчивы именно к такого рода воздействию. Однако спустя годы, когда метод показал свою действенность и эффективность, психологи пришли к мнению, что терапию игрой можно использовать и в отношении взрослых. Особый эффект игровая терапия и ее методы оказывают на пожилых людей, так как сознание престарелого человека во многом схоже с сознанием ребенка.

Игра – отличный метод досуга

Следует сразу отметить, что сам термин «игровая терапия пожилых» сегодня включает в себя две основные составляющие. Во-первых, это собственно, социальная реабилитация и организация досуга пожилых людей с использованием различных игр. Для игровой терапии используются все доступные виды развлечений: настольные игры, интеллектуальные игры (кроссворды, филворды), подвижные развлечения и многое другое. Основная задача таких игр состоит в том, чтобы все время давать пожилым «пищу для ума», занимать их, тем самым отвлекая от бытовых проблем и негативных мыслей.

Практика показывает, что регулярное использование игр в домах престарелых оказывает крайне благоприятное влияние на состояние пожилых людей.

Пожилые пациенты становятся более веселыми, у людей появляются увлечения, стремления, их время постоянно чем-то занято, а это улучшает психологический климат в коллективе. Кроме того, игры помогают пожилым людям бороться с целым рядом распространенных заболеваний, таких, как болезнь Альцгеймера и другие «болезни разума».

Игровая терапия

Игра – маленькая модель жизни

Еще одно направление – игровая психотерапия. Такая терапия, прежде всего, подразумевает «игру по ролям». Пожилые люди под присмотром специалиста примеряют на себя разные роли, проигрывают различные ситуации, иногда в шутливой, а иногда и в очень серьезной форме. В арсенале игровой терапии огромное количество самых разнообразных «игр», которые на первый взгляд могут показаться ничем иным, как обычным развлечением. Человек, вовлеченный в такую игру, не осознает, что через его поведение во время игровой ситуации грамотный психолог может понять очень многое о психологическом состоянии человека. Как правило, игровая психотерапия используется для улучшения социальных навыков пожилых людей, а также в случае тяжёлых депрессий и ощущения брошенности, при проблемах с социальной адаптацией в новом коллективе.

Читайте так же:
Что такое соматоформный невроз и как его лечить

Игра – это не просто развлечение. Игра – это отличный метод узнать о самых тайных помыслах человека, о его комплексах, страхах и переживаниях. Игровая терапия способна помочь пожилому справиться с ощущением неуверенности, потерянности в коллективе, действуя при этом очень аккуратно и деликатно.

В домах престарелых сети «Опека» каждый пожилой человек может получить необходимую ему психологическую помощь, а также зарядиться морем позитивной энергии в процессе веселых игр с другими проживающими.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector