Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дыхательные упражнения; хороший помощник детям при заикании

Дыхательные упражнения — хороший помощник детям при заикании

Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Читайте так же:
Антидепрессанты против страха и тревожности

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Логопедические упражнения

Логопедические или артикуляционные упражнения являются центральным звеном в лечении логоневроза. Они направлены на активизацию основных мышц, участвующих в построении речи: мышц губ, языка, щек, голосовых связок.

К этой группе упражнений можно отнести следующее:

  1. Массаж щек и зубов языком (производится с закрытым ртом).
  2. Надувание и сдувание щек.
  3. Упражнение «Мишка-мишка, где штанишки?» (во время чтения стишка ребенок надувает щеки и легонько постукивает по ним кулачками, чтобы из них выходил воздух с характерным присвистом).
  4. Имитация «разговора рыб» (хлопание губами).
  5. Многократное повторение простых слогов-слов. Легкие скороговорки.

Дыхательная гимнастика от заикания

Упражнения на дыхание при заикании играют важную роль в избавлении от логоневроза, ведь заикающийся человек говорит прерывисто, и часто ему будто не хватает воздуха, чтобы плавно закончить фразу. Наибольшей популярностью пользуется дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она состоит из ряда упражнений, которые можно выполнять лежа, сидя или стоя. Основная цель зарядки — контролировать вдохи и выдохи, их частоту, глубину и интенсивность.

Читайте так же:
Конспекты индивидуальных занятий по коррекции заикания

Возможны следующие вариации:

  • Сдувать ватный шарик со стола.
  • Дышать с игрушкой (или любым предметом) на животе так, чтобы было заметно опускание и поднимание мышц пресса.
  • Надувание воздушных шариков или мыльных пузырей.
  • Выдувание через соломинку в воду и др.

Для коррекции заикания полезны также дыхательные упражнения «Кошка» и «Насос». В первом случае необходимо приседать, поворачивая туловище то вправо, то влево, при этом шумно вдыхая, как бы фыркая, словно кошка. Выпрямляясь, спокойно выдыхать.

Во втором случае нужно наклоняться, стараясь дотянуться руками до пола и шумно, при этом, вдыхая, точно насос втягивает с пола что-то.

Выпрямляясь, спокойно выдыхать. Рекомендуется делать не менее 12 повторов.

Дыхательная гимнастика

Мышечная гимнастика

Как уже было отмечено, в основе логоневроза часто лежат эмоциональные нарушения. Они откладывают отпечаток не только на речевую деятельность, интонацию голоса, но и на мышечный каркас: формируются так называемые мышечные зажимы, которые, в свою очередь, лишь усугубляют положение. Заикающийся человек не может как следует перевести дыхание, в постоянном напряжении находятся мышцы шеи, горла, плечевого пояса. В комплексную терапию заикания необходимо включать упражнения, снимающие излишнее мышечное напряжение:

  1. Попеременное напряжение и расслабление разных частей тела.
  2. Задержка дыхания на 20-30 секунд – развивает легкие и активизирует кровоток, улучшает мышечную силу.
  3. Выпячивание живота, как мячик.
  4. Различные элементы из йоги (подойдут взрослым).

Голосовая гимнастика

Голосовая гимнастика призвана научить пациента управлять своим голосом, не бояться говорить громко и уверенно. Для этого подойдут:

  • Произнесение гласных нараспев.
  • Пение в любых видах.
  • Проговаривание слова с разной интонацией.
  • Имитация голосом различных звуков (пение птиц, стук мячика об пол, цокот копыт и пр.).

Голосовая гимнастика

Ритмическая гимнастика

Логоритмика при заикании часто нарушена. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс:

  1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
  2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен.
  3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а пациент должен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.
Читайте так же:
Тревожность и ее влияние на эффективность деятельности

Основные методики коррекции заикания

В 40-е годы ХХ века логопед-дефектолог Н.А. Власова предложила методику коррекции заикания на основе усложнения речевого материала или постепенного усложнения типов речи. Сначала заикающийся использует только сопряженную речь (совместно с педагогом), затем отраженную речь (самостоятельно), затем ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, потом самостоятельное описание картинки, далее диалогическую речь в игровых речевых ситуациях, в завершении работы – самостоятельную монологическую речь в различных ситуациях. Цель этой методики формирование речи от ситуативной с опорой на событие до контекстной, самостоятельной, без заикания.

Многие исследователи в области логопедии считают заикание психологическим нарушением, поэтому некоторые методики направлены на знакомство с эмоциональными проявлениями человека, преодоление психологических барьеров в общении, снятие напряжения и приобретение навыков саморасслабления. К одной из таких методик относится методика нейропсихолога, доктора психологических наук, Т.Г. Визель, которая предложила использовать в работе с заикающимися некоторые психологические приемы:

Почему люди заикаются

Специалисты пока не совсем уверены в том, что именно вызывает заикание. Предполагается, что возникновение нарушения речи обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов.

Так, заикание нередко встречается у нескольких представителей одной семьи и может быть результатом наследственных (генетических) отклонений. Также причины, почему люди заикаются, включают в себя следующие факторы.

Развитие заикания

Когда дети учатся говорить, они часто заикаются, особенно в раннем возрасте, когда их речевые и языковые навыки недостаточно развиты. Большинство детей со временем избавляются от этого нарушения по мере взросления, но в некоторых случаях проблема продолжает преследовать их и в старшем возрасте.

Чем дольше продолжается заикание, тем больше вероятность того, что проблема станет долговременной без профессиональной помощи.

Нейрогенное заикание

Этим термином обозначается состояние, при котором сигналы между мозгом и речевыми нервами и мышцами не работают должным образом. Вот что может вызвать его у взрослых:

  • инсульт;
  • черепно-мозговая травма;
  • ишемические атаки (временное блокирование притока крови к мозгу);
  • опухоли.
Читайте так же:
Признаки деменции у мужчин лечение

Психологические факторы

Раньше считалось, что основные причины длительного заикания — психологические, однако затем эта теория была опровергнута.

Однако стресс, смущение и беспокойство действительно могут сделать заикание более выраженным, но сегодня они обычно больше не рассматриваются как первопричина.

Другими словами, тревога, низкая самооценка, нервозность и стресс не вызывают заикания; скорее, они являются результатом жизни со стигматизированной речевой проблемой, которая иногда может усугубить симптомы.

Иногда беглость речи может ухудшаться в контексте эмоционального расстройства. Так, люди, которые обычно не заикаются, могут испытывать нарушения возможности говорить, когда нервничают или чувствуют давление.

Речевые трудности, возникающие после эмоциональной травмы (психогенное заикание), встречаются редко, и это не то же самое, что заикание, появившееся в процессе развития ребенка.

УЧИМСЯ ТОНУТЬ

Делаем на глубокой стороне бассейна. Отлично подходит для начала тренировки. Можно выполнять даже до разминки.

1. Держась на воде, вдохните. Затем опустите руки вдоль тела. И выдыхайте в воду.

2. Вы должны утонуть и опуститься до самого дна бассейна. Безо всяких задержек.

3. Экспериментируйте. Чередуйте выдох через рот с выдохом через нос. Объединяйте эти способы. Важно найти, что для вас комфортнее.

4. Если вы, едва погрузившись в воду, начинаете всплывать на поверхность, это — признак того, что выдыхаете вы недостаточно быстро. Возможно, подсознательно задерживаете дыхание. Если вы начинаете всплывать, не останавливайтесь! Выдыхайте дальше. Переломный момент. Со временем у вас не будет никаких задержек.

5. РАССЛАБЛЕНИЕ. Чтобы избавиться от воздуха в лёгких, нужно уметь расслабляться. Представьте, что у вас был на работе тяжёлый день, вы вернулись домой и, глубоко выдохнув, повалились на диван. Такое же ощущение должно быть и в плавании. Выдыхайте так же глубоко — только в воду.

Читайте так же:
Школы для родственников при деменции

6. Экспериментируйте, как мы уже сказали, с разными звуками.

7. СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ. Попробуйте поплавать с другом или поработать с тренером: будет комфортнее. Пока вы не привыкнете держать лицо под водой, моральная поддержка будет для вас очень важна.

8. УТОНУТЬ ТРИ РАЗА ПОДРЯД. Когда вы научитесь плавно и быстро тонуть, переходите к этому пункту. Вдохните и начинайте тонуть. Когда воздуха совсем не останется, оттолкнитесь от дна бассейна и всплывайте к поверхности. Как только достигнете поверхности, глубоко вдохните; тоните вновь. Повторите трижды. Смысл — в том, что вы вдыхаете и выдыхаете, не задерживая при этом дыхания.

Дополнительные преимущества дыхательной гимнастики

Дополнительные преимущества дыхательной гимнастики

Дыхательные упражнения не только помогают бороться со стрессом. Они активизируют вентиляцию легкий, снижают кислотность крови, а это вызывает дополнительный приток крови к мозгу. В результате улучшается концентрация внимания, появляется чувство спокойствия.

Такие техники стоит освоить людям, у которых есть проблемы со сном. Например, в положении лежа, положив одну руку на грудь, другую – на живот, нужно на 4 счета вдохнуть через нос. При этом важно следить, чтобы на вдохе поднималась не грудь, а передняя брюшная стенка. Затем надо сделать несколько обычных вдохов-выдохов и повторить упражнение.

Польза различных видов дыхательных техник была известна еще в древности. Специальные упражнения помогают справиться с тревожностью и бессонницей и другими симптомами стресса. Но выполнять такие упражнения нужно правильно и регулярно, чтобы на себе почувствовать их положительный эффект.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector