Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логопед – дефектолог

Логопед – дефектолог

Специальность логопеда-дефектолога сегодня является одной из самых востребованных. Специалисты данной квалификации занимаются коррекцией речи. Они работают с пациентами разных возрастных групп, у которых есть отклонения в речевом развитии. Они могут сопровождаться неврологическими расстройствами, а также проблемами слуха и зрения. Логопед — дефектолог в процессе занятий помогает таким детям адаптироваться к условиям жизни в обществе.

Главные задачи логопеда-дефектолога

Данная специальность соединяет в себе сразу несколько дисциплин – медицину, психологию и социологию.

Главная задача логопеда – это коррекция речи у детей и взрослых пациентов, имеющих отклонения в психическом и физиологическом развитии. Он занимается устранением сопровождаемых психическими и физиологическими нарушениями дефектов развития:

  • афонии, дисфонии и прочих нарушений речевой звучности;
  • заикания;
  • картавости;
  • гнусавости;
  • разных видов дислексии (нарушения навыков правильного чтения);
  • разных форм алалии (задержки речи);
  • аутизма;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • гиперактивности;
  • синдрома дефицита внимания;
  • задержки умственного развития;
  • глухоте, слепоте;
  • нарушениях неврологического характера т. д.

Все перечисленные состояния нуждаются в профессиональном наблюдении, а их коррекция возможна при содействии опытного логопеда-дефектолога.

Детский логопед-дефектолог: в каких случаях следует обращаться за профессиональной помощью

Определить вид нарушения способен лишь специалист, хорошо разбирающийся в этой области. Поэтому поводом для посещения занятий с логопедом — дефектологом могут служить следующие отклонения в речевом развитии:

  • если ребенок 7-8 месяцев не реагирует на обращенную к нему речь;
  • когда годовалый малыш вообще не произносит отдельных слов;
  • при полном отсутствии речи у малыша от двух лет и старше;
  • если к 2,5 годам ребенок не умеет складывать слова в простые предложения;
  • при нарушении концентрации внимания, если речь ребенка состоит из обрывков слов и др.

Другие отклонения от нормы в речевых навыках, как и необъяснимая детская агрессия, тоже нуждаются в консультации специалиста. Например, логопеды-дефектологи занимаются с детьми, у которых ДЦП протекает в сочетании с параличом либо парезами. Эти сопутствующие основному заболеванию явления вызывают нарушения мимики, глотательной функции. В результате ребенок испытывает трудности при произношении слов. Часто его речь состоит из отдельных слогов и обрывочных фраз. Такое состояние требует длительной коррекции.

Родителям важно знать, что со временем имеющиеся дефекты речи будут обретать более тяжелые формы. Поэтому нужно позаботиться о своевременной диагностике и корректирующих занятиях с профессиональным логопедом. Только при выполнении этого условия есть шансы решить проблему.

Хороший дефектолог – как должны проходить занятия?

Специалист данного профиля проводит обследование ребенка, а потом на основе полученных результатов определяет его способности к обучению. При выявлении отклонений в развитии составляется индивидуальный план мероприятий, направленных на устранение нарушений в развитии.

В процессе занятий педагог-дефектолог основной акцент делает на развитие памяти, внимания, способности мыслить. Иными словами, его внимание направлено на психическую деятельность ребенка.

Развитие коммуникативных способностей

Занятия в этом направлении показаны для детей определенного возраста. Обычно для восполнения пробелов в развитии дошкольников дефектолог проводит с ними занятия в игровой форме. При работе со школьниками упор делается на освоении навыков чтения и письма.

Читайте так же:
Гомеопатические лекарство от энуреза детей

Прием у специалиста: первый визит

При первом визите специалист оценивает уровень речевого развития малыша. При этом обязательно учитывается возраст пациента, проводится беседа с родителями. Также подробно изучается медицинская карта ребенка. Отдельное внимание уделяется анамнезу и перенесенным заболеваниям. Потом на основе полученных данных дефектолог составляет индивидуальный план лечения, а родителям дает полезные рекомендации для домашнего обучения.

Нужно помнить, что положительный результат лечения можно получить только при регулярных занятиях.

Специалист поможет маленькому пациенту избавиться от проблем в легкой игровой форме, что во многом облегчит последующее обучение и способствует нормальному, полноценному развитию Вашего ребенка.

Приходите на групповые или индивидуальные занятия с квалифицированным логопедом-дефектологом, сурдопедагогом-дефектологом Кононовой Надеждой Вячеславовной в клинику «Гарантия».

Кто лечит заикание и какому врачу обращаться

Первым специалистом, к которому обычно идут родители заикающегося ребенка, становится участковый педиатр. Он осмотрит малыша и даст направление к специалисту: неврологу или психотерапевту.

Важно понимать, что любой квалифицированный врач перед тем, как назначить лечение, установит и расскажет родителям причину и природу заикания.

Причины и природа заикания

По своей природе заикание в медицине подразделяется на органическое (неврозоподобное) и невротическое. Лечением каждого вида заикания занимаются узкоспециализированные врачи. Ведь мы идем лечить глаза к окулисту, а не обращается за этим к ЛОРу, так и с заиканием, каждой форме — свой специалист.

Врачи, лечащие заикание

Одну из главных ролей в возникновении у человека нарушений речи играют гены, а вот проявляться наследственность может в разных формах.

Органическое заикание — к психоневрологу

Органическое или неврозоподобное заикание вызвано физиологическими причинами — патологиями в работе головного мозга. Часто речевые нарушения в таком случае идут бок о бок с нарушениями моторики, которые сказываются и на артикуляции в том числе. Обычно такое заикание начинает активно проявлять себя в 3-4 года и постепенно усиливаться.

Отличие этой формы в постоянстве симптомов, то есть заикание не зависит от эмоционального состояния ребенка, смены обстановки, окружения и так далее.

Нарушения в работе мозга, влияющие на речь, обычно видны на электроэнцефалограмме. Лечением неврозоподобного заикания занимается психоневролог. Оно включает в себя на только коррекцию речи, но и работу над устранением мозговых нарушений, в том числе с помощью индивидуально подобранных препаратов.

Невротическое заикание — поможет врач-психотерапевт

Этот вид нарушения речи связан не с физиологией, а с психологическими факторами. Ребёнок начинает заикаться в возрасте 2-3 лет, когда идет становление речи. А в период с 4 до 6 лет может усилиться под влиянием разных факторов. Дело в том, что именно в этот период речь ребенка развивается особенно активно, быстро растет словарный запас, прогрессирует фразовая речь. Мозг и артикуляционный аппарат испытывают большие нагрузки, и любой стресс способен вызвать нарушение в их слаженной работе. Спровоцировать заикание может испуг, резкая смена обстановки (например, переезд или переход в новый детский сад), развод родителей, большая учебная нагрузка. Такое заикание чаще проявляется не постоянно, а в определенных условиях, например, когда ребенок волнуется или боится чего-то. Здесь на помощь приходит врач-психотерапевт.

Читайте так же:
Лечение деменции сосудистого генеза

В реальности причины могут пересекаться, то есть у ребенка с органическим заиканием вполне могут быть и психологические проблемы по части речи. Поэтому важно понимать, что в любом случае подход к лечению заикания должен быть комплексным.

Лечение заикания в клиниках

Лечение заикания в речевых клиниках

К сожалению, в России пока отсутствует налаженная схема диагностики заикания, и поликлиники не всегда способны предоставить комплексный подход к обследованию и лечению. Но хороший участковый педиатр, как минимум, сможет скоординировать и подсказать, к каким узким специалистам следует обратиться и какие обследования пройти. Именно от правильности выбора врача заиколога зависит успех лечения.

Ограничиваться походом к педиатру или терапевту не стоит. При первых проявлениях заикания специалисты рекомендуют обращаться в специализированную речевую клинику или центр. Ведь именно там работают специализированные врачи — логопеды, заикологи, дефектологи, способные подобрать правильную схему лечения в зависимости от природы заикания и оказать комплексную помощь при нарушениях речи. В работе используются методы как врачебной, так и педагогической реабилитации, что является совершенно необходимым при лечении заикания и у детей, и у взрослых.

Успех лечения заикания зависит от множества факторов: наследственности, правильной и своевременной постановки диагноза, квалификации врачей, подбора программы по реабилитации речи. При невротической форме заикания видимый результат может быть достигнут уже в течение 3 дней.

Не затягивайте с обращением к специалисту. Подарите ребенку и себе свободу общения.

Особенности работы логопеда

Логопед – это своего рода дефектолог, но здесь есть нюансы. Дефектологией принято называть научную дисциплину из разряда педагогики, которая разрабатывает и применяет всевозможные методики, направленные на устранение недостатков в развитии. Методики относятся к классу восстановительных и образовательных. Главные направления дисциплины:

  • Логопедия – часть педагогики, базирующаяся на речевых трудностях.
  • Сурдопедагогика – работает исключительно со слабослышащими либо полностью глухими детьми.
  • Тифлопедагогика – работает с теми, у кого присутствуют зрительные расстройства.
  • Олигофренопедагогика – помогает детям с выраженной умственной отсталостью.

Таким образом, логопеды – это узкопрофильные дефектологи, специализирующиеся на коррекции речевых отклонений. Дефектологами являются и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги. Это главный ответ на вопрос «в чем разница между дефектологом и логопедом?».

Советы детских логопедов дефектологов

1. Убедитесь, что ребенок здоров. Длительное отсутствие речи может быть связано с последствиями тяжелых инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложной беременностью и родами, нарушениями слуховой функции, поражениями ЦНС, а также со стрессом. Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем. Обязательно посетите педиатра, отоларинголога, невролога, логопеда и пройдите необходимые исследования. Ранняя диагностика и коррекция нарушений – это половина успеха развивающих занятий.

Создайте дома благожелательную спокойную атмосферу. Малыши чутко реагируют на изменения эмоционального климата в семье. Если папа с мамой часто ругаются, дети инстинктивно стараются привлекать к себе как можно меньше внимания.

2. Начинайте прямо сейчас! Не откладывайте начало занятий на завтра. Сегодня нужно ехать к бабушке, завтра в магазин, послезавтра в отпуск. Дни незаметно складываются в года. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.

Читайте так же:
Как лечить детский энурез видео

3. Уберите телефон, выключите телевизор. Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие медведи и куклы – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, ограничьте просмотр мультиков и игры с планшетом. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.

4. Разговаривайте с ребенком. Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.

Вначале упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.

5. Пойте песни, читайте стихи. Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласные, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки и частушки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Через некоторое время, когда ребенок запомнит их, специально сделайте ошибку, дайте ему возможность досказать. Устоять перед искушением поправить взрослого могут не все карапузы.

6. Покажите, как говорить. Вместе с ребенком рассматривайте картинки, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это дед Миша» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.

Используйте в речи простые конструкции типа «дай ручку», «где мишка?», «покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.

7. Развивайте сенсорное восприятие. Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памятью головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, делайте микромассаж ручек. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

Читайте так же:
Тревожность у детей как психическое состояние

8. Побуждайте ребенка говорить. Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.

Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.

9. Сохраняйте спокойствие. Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе.

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

При каких симптомах следует обратиться к врачу

Заикание

Внеплановый осмотр необходим в таких случаях:

  • в полтора года малыш не использует отдельные слова или слоги, не формирует фраз, речь односложная и невнятная;
  • в два года речь невнятна или малыш совсем отказывается разговаривать;
  • в три года ребенок слишком медленно или слишком быстро произносит звуки, заикается, путает окончания, не может составить простое предложение, а в его словарном запасе менее 30 слов;
  • в четыре года скудный словарный запас, общение состоит из коротких фраз и обилия ошибок;
  • в семь лет ребенок не умеет или плохо пишет/читает.
Читайте так же:
Больной с деменцией спит сутки

Абсолютно всем детям до 3-х лет нужно обязательно пройти осмотр и консультацию дефектолога. Почему именно в этом возрасте? До 3-х лет у ребенка формируется речь и речевые диагнозы не выставляются, поскольку неизвестно как малыш заговорит позже. В это время дефектолог определит уровень развития малыша, соответствует ли он возрасту, проверит его эмоциональную/физическую/речевую готовность. После 3-х лет, когда многие звуки уже сформированы и произносятся четко, дефектолог может заняться их коррекцией и «поставить» нужный звук.

Если у вашего ребенка есть один из вышеперечисленных симптомов – обратитесь к неврологу. Он исключит серьезные патологии нервной системы, а затем отправит на прием к дефектологу для коррекции речи.

У дефектологической диагностики нет возрастных ограничений. Своевременное обращение – залог успешного лечения, но скорректировать проблему можно даже в запущенном случае. Логопед поможет усовершенствовать или сформировать словарный запас, поставит слог и фразы. В некоторых случаях понадобится специальный массаж, физиотерапия или другие терапевтические методы.

Приведем некоторые развивающие игры, которые применяют в своих занятиях дефектологи.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Массаж рук, ладошек рекомендуют делать уже с годовалого возраста.

Упражнение «Этот пальчик»:

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш!

(поочередно загибать пальцы в кулачок)

Развитию ручной моторики способствуют также:

— Занятия с пластилином, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
— Нанизывание бус;
— Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
— Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы, мелкие игрушки, фасоль;
— Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
— Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Игры на развитие зрительного внимания

— Лото, домино
— НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА (Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор).
— ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО (Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти)

Игры на развитие слухового внимания

— ЧТО ЗВУЧАЛО? ( Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало).

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

— КТО ЛЕТАЕТ? (Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки)
— СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ (В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым).

Желаю, чтобы ваши детки преодолели все трудности и радовали вас своими достижениями!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector