Vladey-soboy.ru

Владей Собой
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекционные игры для дошкольников

Коррекционные игры для дошкольников

Коррекционные игры для дошкольников

Значимость игр для всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста сложно переоценить. Их возможности выходят далеко за пределы организации увлекательного досуга. Правильно подобранные и грамотно реализованные, они обладают огромным педагогическим и воспитательным потенциалом. Про игры, развивающие навыки счёта, чтения, письма, тренирующие физическую силу и ловкость, воображение, творческое и логическое мышление, эрудицию и эмоциональный интеллект мы писали много (но, конечно же, напишем ещё больше). А сегодня вашему вниманию, дорогие друзья, мы предлагаем игры для коррекции поведения дошкольников.

Сегодня мы опишем игры, которые помогают:

  • понизить общий уровень тревожности и снять нервное напряжение;
  • бороться с детскими страхами;
  • выстраивать доверительные отношения между членами семьи;
  • бороться с агрессивным и демонстративным поведением.

Виды коррекционных игр

Игры с правилами

Наличие чётких инструкций, без следования которым не выполнить игровые задачи, учит импульсивных детей подчиняться требованиям и не нарушать запреты. Это эффективный инструмент воспитательно-коррекционной работы с малышами, имеющими проблемы с дисциплиной.

Соревнования

В соревнованиях тоже есть правила. Но они предельно понятны и просты, что максимально упрощает для ребёнка самостоятельный контроль над собственным поведением. Нетерпеливым малышам бывает непросто принять тот факт, что проигрыши неизбежны, но постепенно, при грамотной совместной работе взрослых в детском характере вырабатываются столь важные черты, как самообладание и выдержка.

Театрализованные представления

Игры-драматизации, основанные на театральной постановке по мотивам любимых литературных произведений ребёнка помогают преодолеть стеснительность, раскрыть творческий потенциал, снизить уровень тревожности. Возможность действовать свободно в определённых рамках помогает нерешительным малышам обрести уверенность в себе и повысить самооценку.

Сюжетно-ролевые игры

Различные вариации ролевых игр открывают широкие перспективы для эффективного воспитания. Закладывая сюжеты и прописывая роли для игроков, вы можете отрабатывать детские страхи, корректировать демонстративное поведение, привлекать внимание детей к нравственно-этическим проблемам.

Коллективные игры

Продолжительные игры со сверстниками помогают ребёнку освоить правила поведения в обществе, взять под контроль упрямство и эгоистичность, побороть стеснительность и робость. Очень важно, чтобы во время коллективных игр взрослый сумел без явного вмешательства в игровой процесс корректно, но эффективно направлять совместную деятельность для достижения поставленных игровых задач.

Игры для коррекции демонстративного поведения

«Зеркало»

Встаньте в пару с ребёнком. Объясните правила: вы показываете любое движение, а малыш должен повторить его за вами, как зеркальное отражение. Движения могут быть совершенно любыми: поднять одну руку, поднять две руки, присесть, попрыгать и пр. Можно задействовать мимику: улыбнуться, высунуть язык, округлить глаза…

Если в игре участвуют несколько детей, сначала покажите им примеры движений, объясните, что надо делать игрокам, а затем разбейте всю компанию на отдельные пары.

Если с простыми движениями малыши справляются на «отлично», предложите им имитировать для своего отражения целые ритуалы: причесываться, чистить зубки, умываться, одеваться и т. п.

Если вы впервые предлагаете ребёнку эту игру, расскажите ему, что такое эхо, где и почему оно «живёт». А теперь договоритесь, что временно функции эхо придётся выполнять карапузу.

Произносите любые звукосочетания, а ваше персональное «эхо» пусть повторяет. Постепенно усложняйте исходник для повторения, вплоть до декларации небольших стихотворений или строк из любимых сказок вашего малыша.

«Рассмешить Несмеяну»

Перед началом игры прочитайте ребёнку сказку о царевне Несмеяне. Обсудите с малышом, почему искренний смех — это очень важно. А теперь поделите между собой роли: один должен притвориться Несмеяной и изо всех сил сдерживать улыбку, пока второй игрок будет придумывать забавные шутки и корчить рожицы. Но, как только Несмеяна рассмеётся, меняйтесь ролями.

Игры для коррекции агрессивного поведения

«Каратист»

Выделите ребёнку, склонному к проявлению агрессии, ринг. Это может быть начерченный на асфальте круг, мягкий детский коврик (татами) или обруч-халахуп. Внутри ринга малышу дозволяется выполнять серию ударов руками и ногами, имитируя бой с невидимым противником. Подбадривайте маленького каратиста, мотивируйте его выплеснуть всю негативную энергию.

Таким же образом можно изобразить боксёра. В этом случае на ринге надо перемещаться прыжками, а удары совершать исключительно руками.

В конце игры пожмите ребёнку руку, как это делают спарринг-партнёры в единоборствах.

«Цирковые зайчики»

Это игровое упражнение поможет ребёнку сфокусировать внимание на собственных мышечных ощущениях, научит его управлять своим телам, сохранять над ним контроль.

Коррекционные игры для дошкольников

Предложите ребёнку сыграть роль циркового зайца, который умеет быстро-быстро бить своими сильными лапками по барабану, при этом приветливо улыбаясь завороженным зрителям. Пусть малыш сожмёт кулачки, ощутит собственную силу, прочувствует, как напряглись его ручки, плечики. Пусть он выпрямит спинку. А теперь барабаним — сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Можно использовать воображаемый барабан или барабанить по плотной подушке. И не забывайте: подушку мы не бьём. Мы не злимся. Мы выступаем перед зрителями себе в удовольствие и им на радость. Улыбайся, зайчик, улыбайся!

«Садово-огородные обзывалки»

Эта игра полезна как для агрессивного малыша, склонного к обидным обзывалкам, так и для обидчивого, плаксивого карапуза.

Предложите вдоволь пообзывать друг друга. Но главное — соблюдать правило: все прозвища должны быть с огорода:

  • ты редиска;
  • а ты тыковка;
  • а ты морковь;
  • а ты картошка.

А теперь придумываем «фруктовые» прозвища:

  • ах ты ягода-малинка!
  • а ты персик;
  • а ты яблочко.

Если в игре участвуют несколько детей, внимательно следите, чтобы в пылу азарта один из игроков не перешёл на вызывающий, оскорбительный тон.

Игры для коррекции тревожности

«Зайки и слоники»

В этой игре ребёнку предлагается примерить на себя две противоположные роли: трусливый серый зайчишка и уверенный в себе, сильный и смелый слон.

Чтобы игра проходила веселее, подберите подходящее музыкальное сопровождение.

В роли зайчика предложите малышу доступными выразительными способами демонстрировать свои страхи. Пусть он дрожит, робко жмётся в угол, делает испуганные глаза.

«Превратившись» в слона, малыш ходит величаво, спокойно, размеренно. Его голова горделиво поднята вверх. Он вальяжно осматривается по сторонам.

После игры обсудите, какая роль больше понравилась ребёнку. Почему?

«Снеговик»

Эта игра направлена на то, чтобы научить ребёнка сбрасывать накопившееся напряжение. Сначала вы «лепите снеговичка», мягко постукивая ребёнка, предлагая ему напрягать ту часть с тела, к которой вы прикасаетесь. Когда снеговик полностью готов, остаётся надуть щёки и постоять так минутку. А теперь тёплые солнечные лучики попали на нашего красавца, и он начал «таять»: постепенно, часть за частью малыш «оттаивает», расслабляя всё тело.

Читайте так же:
Эмоциональный тип клиента тревожность алчность
«Мячик-хвастунишка»

Тревожные малыши часто страдают от заниженной самооценки. Таким деткам очень важно не просто слышать от вас, что они многое умеют и знают. Им важно осознать это. Отличный помощник в таком ответственном задании — мячик-хвастунишка.

Вы кидаете ребёнку мяч со словами:

  • я умею;
  • я могу;
  • я знаю;
  • я скоро научусь;

Малыш должен поймать мячик в руки и вернуть его вам, закончив предложение. Повторяйте каждую фразу по несколько раз, чтобы ребёнок прочувствовал, понял, как много он уже умеет и знает: кушать самостоятельно, надевать штанишки, завязывать шнурки, считать, читать и пр.

Друзья! Обращаем ваше внимание, что лучшая защита от любой напасти — эффективная своевременная профилактика. А потому коррекционные игры уместны даже в случае, когда, к счастью, нет серьёзных оснований для опасений за поведение и психологический комфорт ребёнка.

Пусть ваше родительство будет счастливым! Добра, мира и спокойствия вашей семье! До новых встреч!

Тревожность у дошкольников: как распознать и что делать

Ребенок начинает ходить в детский сад, и его жизнь кардинально меняется. Он переживает расставание с родителями, привыкает к новым условиям, знакомится с новыми людьми. В его голове крутится миллион вопросов: от классического «почему» до философского «а что, если…».

Он сталкивается с первыми трудностями и попадает в ситуации, в которых чувствует себя неуютно. У него появляется очень много причин для беспокойства, с которым он еще не умеет справляться самостоятельно.

В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой тревожность у дошкольников, в чем она выражается и от чего зависит, а также дадим несколько полезных советов родителям, желающим помочь своим детям научиться справляться с беспокойствами и страхами.

Как проявляется тревожность?

Мы испытываем тревогу, когда не можем решить какой-то вопрос или не чувствуем себя в безопасности. Попавшись в ловушку нашего мозга, мы начинаем накручивать себя, воображая различные, подчас совершенно нереалистичные, пугающие нас ситуации.

Несмотря на то что зачастую наша тревога не связана с реальностью, чувствуем мы ее по-настоящему: мы краснеем или потеем, нас бросает в дрожь или прихватывает живот.

Эти телесные реакции как будто подкрепляют наши опасения, и мы еще больше погружаемся в омут тревоги.

И если нам, взрослым, сложно разобраться со своими мыслями и чувствами, то ребенку без помощи родителей и вовсе не выйти из этого лабиринта.

Интересное по теме

Как научить детей разбираться в собственных эмоциях? Советы психолога

Какие бывают типы тревожности?

Психологи выделяют два типа тревожности: ситуативную и личностную.

Первый вид беспокойства связан с внешними факторами. Это могут быть тяжелые события в жизни ребенка, например, потеря близкого, или расставание родителей, или столкновение с новыми условиями, такими как переезд в новый город, адаптация в детском саду.

Второй вид тревожности — личностный — можно назвать устойчивой чертой характера. Это означает, что ребенок в принципе склонен к сильным переживаниям по любому поводу. Исследования немецких ученых Михаэля Готтшалька и Катарины Домшке показали, что у таких детей высокий уровень тревожности может быть связан с генетической предрасположенностью.

Нужно понимать, что умеренная тревожность — это совершенно нормально.

Она делает нас бдительными, позволяет адекватно реагировать на опасности, а также помогает лучше концентрироваться во время учебы или работы.

Однако когда оптимальный предел тревоги превышен, нас охватывает паника и мы перестаем контролировать свои эмоции. А у ребенка случается истерика или появляются соматические реакции, например, начинает болеть живот.

Интересное по теме

6 способов помочь тревожному ребенку почувствовать себя лучше

Почему ребенок тревожится?

Мы уже сказали, что на развитие тревожности у ребенка влияют травмирующие события и наследственность. Однако психологи подчеркивают, что в первую очередь нужно обращать внимание на то, в какой семье растет ребенок и как выстраиваются его отношения с родителями.

Если взрослые часто тревожатся и говорят о своих переживаниях, то ребенок, впитывающий тревожные настроения как губка, будет копировать поведение родителей и волноваться: а заберут ли его из садика, а не залетит ли в его комнату ночью летучая мышь и так далее.

Психотерапевтка Линн Лайонс считает, что детям сложно справиться с естественной тревогой еще и потому, что у них нет собственного опыта преодоления страхов. Что бы ни случилось, к ним на помощь всегда приходят родители, так что ребенок привыкает искать успокоения не внутри самого себя, а снаружи.

Кроме того, противоречивые требования, завышенные ожидания от ребенка, а также неуважение и непринятие его чувств могут провоцировать повышенную тревожность у малыша.

Каковы признаки тревожности?

Несмотря на то что мы находимся в постоянном контакте с маленьким ребенком, нам бывает сложно определить, насколько велик уровень его беспокойства. Тем более что он еще и сам не осознает в полной мере своих чувств и переживаний и не может выразить их словами.

Родители могут распознавать проявления чрезмерной тревоги у детей по косвенным признакам, таким как:

жалобы ребенка на иррациональные страхи (вопросы «а что, если…»);

беспокойный сон и сложности при засыпании;

отказ от посещения занятий, которые нравятся ребенку;

частые истерики после четырех лет;

жалобы на головные боли или боли в животе.

Эти «симптомы» могут проявляться не так ярко. По этой причине семейная консультантка и авторка блога Simply Snapping Mom Рене, советует родителям задавать себе следующие вопросы для перестраховки:

Как много времени я трачу на то, чтобы успокоить своего ребенка?

Как часто мой ребенок мучается от головных болей или болей в животе?

Как часто ребенок отказывается ходить в сад или на дополнительные занятия, хотя ему нравится то, чем они там занимаются?

Например, вы замечаете, что ребенок стал часто жаловаться на непонятные болевые ощущения, которые проходят, если вы позволяете ему остаться дома и не посещать выбранные им же кружки или секции. Эта ситуация, скорее всего, говорит о скрытом беспокойстве малыша, не осознаваемом им, но отраженном в теле. В этом случае родителю важнее не лечить соматический симптом, на который жалуется ребенок, а понять, что тревожит его на самом деле и показать, как преодолеть эти волнения.

Читайте так же:
Развитие координации и ритмизации движений при заикании

Как помочь ребенку справиться с повышенной тревожностью?

В первую очередь нам важно объяснить ребенку, что беспокоиться и бояться нового — это нормально. Мы все сталкиваемся со сложными ситуациями, но всегда находим выход из них. Мы боимся неизвестного, но справляемся со своими страхами, чтобы получить новый опыт и познакомиться с новыми людьми. И на первых порах это всегда вызывает дискомфорт.

Осознание того, что происходит внутри, возможно, поможет малышу немного успокоиться и принять ситуацию. Но в любом случае ребенку крайне важна поддержка родителей, которые не будут брать переживания ребенка на себя, но научат его справляться с ними самостоятельно. Мы собрали несколько важных рекомендаций от психологов о том, как можно снять тревогу у дошкольников.

Не позволяйте ребенку избегать дискомфортных ситуаций

Возможно, это звучит странно, однако психологи советуют не идти на поводу у ребенка, если он отказывается от занятий, вызывающих у него дискомфорт (при условии, что ему действительно нравится этим заниматься!).

По словам Линн Лайонс, справиться с тревожными ситуациями поможет только практика и привычка, но подходить к этому нужно бережно по отношению к ребенку. В психологии этот метод называется десенсибилизацией.

Подталкивая ребенка к выходу из зоны комфорта, мы не бросаем его одного, не требуем от него сразу включиться в процесс, но помогаем ему привыкнуть к новым условиям. По сути, проходим периоды адаптации, как в детском саду. Действуем медленно.

Цель родителя — помочь ребенку почувствовать себя комфортно в изначально дискомфортных условиях. Впоследствии он сможет перенести этот опыт в другие ситуации и быстрее адаптироваться к новым жизненным реалиям.

Научите ребенка определять свои эмоции

Если вы видите, что ребенка что-то беспокоит, помогите ему разобраться с этим. Задавайте ему вопросы о том, что он чувствует, ищите вместе с ним нужные слова, чтобы назвать причину своей тревоги и дать ей «имя».

Это можно сделать и в игровой форме. Например, Линн Лайонс предлагает своим маленьким пациентам игру: делает вид, что достает тревогу из их головы и просит ее описать, придумать ей смешное прозвище, говорит за тревогу смешными голосами, чтобы превратить изначальное беспокойство в шутку и переключить фокус внимания ребенка.

Кэти Кресвелл и Люси Уиллеттс в своей книге о детской тревожности «Спокойные» советуют родителям говорить с детьми об их страхах и переживаниях и делиться с ними собственным релевантным для них опытом.

Например, если ваш малыш боится, что его могут забыть в детском саду, обратитесь к своим воспоминаниям, наверняка вы боялись чего-то похожего. Расскажите ребенку о том, как сами чувствовали это и что помогло вам справиться с этим страхом.

Интересное по теме

5 серий детских книг о том, что злиться, грустить или бояться — это нормально

Сохраняйте спокойствие во время детских истерик

Поддерживать чрезмерно переживающего из-за любой мелочи малыша очень тяжело и изматывающе для родителей. Сложно оставаться эмоционально вовлеченным, когда ребенок устраивает скандалы без понятной для родителя причины. В этой ситуации единственный совет — просто успокоиться.

Помните, что ребенок не издевается над вами. Он пока еще сам не осознает своих чувств, и эта неопределенность фрустрирует его, провоцируя слезы.

Столкнувшись с очередной истерикой, дайте себе десять секунд, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте, как сильно вашему ребенку нужна помощь взрослого. Ни в коем случае не ругайте малыша и не угрожайте ему — это может только усугубить ситуацию и точно не поможет ребенку справиться с внутренней тревогой.

Помогите ребенку расслабиться

Тревога может накрыть с головой в любой момент, в том числе и тогда, когда родителей не будет рядом. Обсудив с ребенком его переживания и страхи, помогите ему найти действенные и понятные для него способы расслабления.

Может быть, это будет счет до десяти, медленное и глубокое дыхание или объятия с игрушкой-талисманом, принесенной из дома. Обязательно попрактикуйтесь с ребенком дома, дайте ему подробную инструкцию, что нужно делать, если он чувствует, что его что-то беспокоит.

Интересное по теме

35 (да, так много!) способов помочь ребенку успокоиться и взять под контроль свои эмоции

Проводите больше времени всей семьей

Исследования показывают, что время, проведенное в кругу семьи, снижает уровень тревоги у детей. Контакты с родителями, братьями и сестрами очень важны для них. Потому, забрав малыша из детского сада, обязательно уделите ему внимание, обсудив с ним события дня. Погуляйте вместе на площадке или поиграйте все вместе дома. Пусть домашние дела немного подождут.

Постарайтесь проводить в выходные как можно больше времени всей семьей, выбираясь на прогулки в парки, организовывая чемпионаты по настольным играм или семейный подряд по лепке пельменей. Окруженному вниманием и заботой членов своей семьи ребенку будет проще почувствовать себя увереннее в завтрашнем дне.

Специалисты призывают родителей не игнорировать тревожные состояния детей и не отмахиваться от их страхов, особенно когда малыши открыто говорят о них. Обсуждая с ребенком его чувства и переживания, вы развиваете эмоциональный интеллект ребенка и помогаете ему научиться справляться со сложными ситуациями, с которыми он неминуемо столкнется в своей жизни.

Кстати, ранее мы писали об отличном способе справиться с тревогой у детей. Для этого достаточно собрать все их страхи в коробку и спрятать в укромное местечко. А что делать дальше, читайте вот здесь.

Отзывы

Играю на индивидуальных и подгрупповых занятиях, использую как часть занятия, как поощрение в конце занятия. Дети в восторге, стараются изо всех сил, на занятия идут вприпрыжку.

Читайте так же:
Деменция ходит под себя

У меня на логопункте дети с разными речевыми нарушениями. Игры с микрофоном эффективны для коррекции межзубного сигматизма, для развития плавной, продолжительной воздушной струи и речевого дыхания. В дальнейшем хорошо идет работа над развитием силы голоса и выразительностью речи.

Еще дети очень любят вместе со мной придумывать задания в Конструкторе картинок. Я ошибаюсь (умышленно), а они меня исправляют, правильно расставляют картинки и произносят звуки. И это ценно, ведь то, что сделал правильно сам, уже не забудешь никогда. К работе с Конструктором картинок ко мне присоединились воспитатели.

Игры Мерсибо — это палочка-выручалочка для логопеда, т.к. они многофункциональны, занимательны и современны. Как хорошо, что вы есть. Всей команде Мерсибо — здоровья и успехов!

Играю на индивидуальных и подгрупповых занятиях, использую как часть занятия, как поощрение в конце занятия. Дети в восторге, стараются изо .

Глава 15. Дыхательные упражнения для тревожных детей

Глава 15. Дыхательные упражнения для тревожных детей

Известно, что переживание тревоги на телесном уровне связано с определенной стесненностью в области грудной клетки. Тревога делает дыхание поверхностным и прерывистым, вдох непроизвольно сдерживается напряжением межреберных мышц и диафрагмы.

Однако ритм дыхания можно регулировать сознательно. Дыхательные упражнения позволяют отойти от устоявшегося стереотипа поверхностных дыхательных движений, освоить медленное и глубокое дыхание, при котором воздухом наполняются все отделы легких. Освоение правильного дыхания закладывает основы произвольной саморегуляции, успокаивает и способствует концентрации внимания, а регулярная тренировка делает глубокое дыхание привычным и естественным. Дыхательные упражнения могут составить отдельное специальное занятие или стать началом обычной зарядки.

Воздушный шарик

Предложите ребенку представить, что его живот – это воздушный шарик. Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Делает медленный выдох, живот сдувается. Выполните это упражнение 3, 4 или 5 раз подряд.

При дыхании животом активно задействуется диафрагма. Руки ребенка на животике позволяют ему сосредоточиться на дыхательных движениях, не отвлекаться, согласованно с дыханием надувать и спускать «шарик». Важно следить, чтобы плечи оставались спокойными и расслабленными.

После того, как основное движение освоено, задание усложняется. Можно добавить 5-секундную задержку дыхания на вдохе и такую же задержку на выдохе.

Задерживаем дыхание

В обычном виде это упражнение состоит в том, что ребенку предлагается вдохнуть и не дышать, задерживая дыхание столько, сколько это возможно.

Игровой вариант задания связан с образом ныряльщика. Профессиональные ныряльщики за жемчугом умеют надолго задерживать дыхание под водой. Чем дольше задержка – тем глубже они смогут опуститься под воду и отыскать больше жемчужных раковин! Предложите ребенку представить, что он ныряет за большой и красивой жемчужиной: вдох – задержка дыхания – представляем, что ныряем, плывем под водой, находим сокровище – можно возвращаться, выдох! Сделайте 3-4 таких воображаемых подводных путешествия.

Одностороннее дыхание

На некоторое время прикрываем одну ноздрю (например, левую) и дышим свободной (правой). Дыхание медленное, глубокое. Спустя 2-3 минуты меняем позицию. Прикрываем свободную (правую) ноздрю и отпускаем левую, ту, что раньше была закрыта. 2-3 минутки дышим только левой частью носа. Поток воздуха, проходящий в нос только с одной стороны, влияет на уровень активности. Обычно дыхание через левую ноздрю успокаивает, а дыхание через правую – активизирует. Для левшей все будет наоборот.

Наполняем паруса

Это упражнение с удлиненным выдохом хорошо восстанавливает силы при усталости и нездоровье. В нем используется образ ветра, наполняющего паруса. Представьте легкий парусник, бегущий по волнам. Вдруг кораблик остановился – ветер затих. Давай поможем паруснику, пригласим ветер на помощь. Вдохнем побольше воздуха и с силой выдохнем через рот. Пусть свежий ветер подгоняет кораблик. Упражнение повторяем 3-5 раз.

Свист ветра

Это упражнение тоже основано на удлиненном выдохе. Чуть напрягая губы, создайте плотную воздушную струю. На медленном выдохе движением пальца или всей ладошки прерывайте воздушный поток так, чтобы получился звук ветра. Также этот звук напоминает клик индейца.

Гудение

Рот закрыт. Вдохнули через нос и гудим на выдохе как можно дольше. Упражнение интереснее выполнять вдвоем или в группе. По мере тренировки старайтесь увеличить длительность звучание, можно поиграть с силой, громкостью звука, различными интонациями. Легкие вибрации, возникающие при гудении, успокаивают ребенка и положительно влияют на кровоснабжение его мозга.

Насос

В этом упражнении дыхательные движения согласуются с движениями рук, а быстрый вдох сменяется медленным выдохом. В исходном положении руки опущены. На вдохе быстро подтягиваем ладони к подмышкам. На выдохе медленно выдавливающим движением опускаем руки вдоль тела, ладошками вниз. Выполните это упражнение 7-9 раз.

Психологические игры для коррекции агрессивного поведения детей

Как показывает опыт работы психологом в детском саду, агрессивность детей — является одной из самых острых проблем. Большая часть запросов, поступающих от воспитателей, связана именно с агрессивным поведением детей. Педагоги не знают, как вести себя с ребёнком, когда он испытывает чувство злости и как ему помогать.

В этой статье я предлагаю вам познакомиться с психологическими играми для коррекции агрессивного поведения.

Психологические игры для коррекции агрессивного поведения детей

Арт-терапевтическое упражнение «Кляксы»

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Педагог должен брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочка, сказочные цветы, деревья ит.д.)

Арт-терапевтическое упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»

Цель: снять у ребёнка состояние агрессии.

Оборудование: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Ребенку предлагается нарисовать «ужасный рисунок», после этого рисунок передается психологу и тот делает из него «прекрасный» и передает снова ребенку. Так рисунок проходит несколько кругов. На каком-то этапе, можно поменяться и уже ребенок будет делать из «ужасного» прекрасный рисунок.

Читайте так же:
Гомеопатия для детей при заиканиях

Игра «Повторяй за мной»

Цель: снять у детей усталость, агрессию.

Оборудование: карандаши.

Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.

Игра «Рубка дров»

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень. Поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув «Ха!». Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2-3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

Игра «Тух-тиби-дух»

Цель: снять у детей негативные эмоция.

Вы говорите: «Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: «Тух-тиби-дух!» Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание. Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует.

Игра «Мешочек гнева»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие
агрессивности.

Оборудование: «мешочек гнева».

Описание игры: Психолог (или педагог) показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции. Взрослый предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

«Мешочек гнева»

Гнев в мешочек прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко завяжу мешок
И скажу себе я: «Ох!»

Примеры психологических игр

1. «Поделись с другом»

В игре должно участвовать не менее трех детей.

Взрослый берет любой привлекательный предмет (колокольчик, игрушечное яблоко), показывает его малышам и описывает («Какой красивый синий колокольчик! Послушайте, какой он звонкий!»/«Какое красивое красное круглое яблоко»). Участники игры должны по очереди передавать друг другу предмет (можно делать это несколько раз). Если ребенок капризничает и не хочет отдавать игрушку, предлагаем ему другую или просим дать другую игрушку другу.

Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, научить делиться, ждать своей очереди.

2. «Веселый паровоз»

Дети (не менее трех) цепляются друг за друга и изображают «паровозик» под песенку:

Веселый паровоз гудит,

По рельсам он вперед спешит,

У него вагонов много!

Кто же в первом сидит? (называем имя)

Цель игры: побудить малыша проявить себя, стать более уверенным, создать атмосферу доверия.

3. «Пожалей игрушку»

Прочитайте крохе всем известное стихотворение Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка» и инсценируйте его. Посадите зайку на стульчик, «поплачьте» за зайку.

Предложите ребенку зайку пожалеть, погладить, спрячьте его под зонтик, угостите морковкой.

Цель игры: научить сопереживанию, побудить к помощи.

Аналогичным образом можно проигрывать другие сюжеты:

  • спрятать зайчонка от серого волка;
  • накормить голодного котенка;
  • пожалеть куклу, которая упала.

4. «Растущий цветок»

Посадите малыша на стульчик и скажите, что он цветочек, который нужно полить.

Изобразите, что поливаете его из лейки (желательно взять настоящую лейку). При это мне просто поливайте, а говорите приятные слова типа «расти, мой любимый/красивый/хороший/пригожий» и т.п.

Ребенок должен встать со стульчика и потянуть руки вверх.

Потом можно поменяться местами, и цветком будете уже вы.

Если кроха не умеет разговаривать, пусть просто Вас «поливает» и гладит.

Цель игры: укрепить отношения, научить малыша проявлять чувства, показывать позитивное отношение окружающим.

5. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Попросите ребенка погладить самого себя под стишок «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Можно поочередно гладить ручки, ножки, животик, головку («Ах, какие у Ванечки ручки замечательные!»).

Цель игры: формирование самооценки.

Коррекционные игры для детей с тревожностью

В центре глубинно-психологической терапии навязчивостей лежит тезис о том, что в симптоматике данной патологии проявляется защитная работа Я, направленная на достижение компромисса между импульсами-влечениями Оной ограничениями Сверх-Я. В психотерапевтическом процессе, который всегда начинается с построения доверительных отношений (Strunk), особое значение имеют следующие особенности пациента:
• в преморбидном периоде — тормозимость при контактах и в проявлениях чувств;
• роль навязчивых действий как факторов, уменьшающих страх;
• часто выявляемая взаимосвязь с сексуальными проблемами;
• нередко четко проявляющиеся агрессивные компоненты навязчиво-стей;
• склонность к разрыву межчеловеческих отношений, часто приводящая к противоречию между описаниями пациента и реальными условиями;
• затрудненный доступ пациента к миру собственных чувств.

Нередко эти особенности существенно затрудняют процесс терапии. Ввиду тормозимости пациента рекомендуется при его лечении использовать гештальтные и креативные элементы, например рисование, моделирование, «сны наяву». Часто только таким путем пациент может получить доступ в мир собственных переживаний. В психотерапии подростков всегда играет также роль аспект практической жизни. Подростки нередко спонтанно вырабатывают копинг-стратегии, чтобы с их помощью лучше уживаться со своими страхами и навязчивостями, т.е. уменьшать степень страдания и в известной мере социально адаптироваться.

При лечении, которое должно проводиться особенно осторожно, рекомендуется совместно с пациентом добиваться понимания уже имеющихся копинг-стратегий, которые здесь отчасти идентичны симптоматике, использовать их с целью постепенной модификации, например навязчивого мытья рук, связанного со страхами заразиться опасной болезнью.

Технические приемы терапии в каждом случае ориентируются на возраст, состояние развития, когнитивные и эмоциональные возможности пациентов, а также их семей. В детском возрасте на первом месте стоят невербальные методики, особенно игровая терапия и использование других творческих возможностей. Таким путем можно добиться необходимого доверия пациента и вместе с тем получить представление о структуре защитных механизмов.

Ребенок с навязчивостями может в поддерживающей и защищающей терапевтической ситуации приобрести опыт избавления от агрессивных импульсов без наказаний со стороны взрослых. Он научается видеть свои внутренние потребности и выражать их в социально приемлемой форме.

Читайте так же:
Деменция при смешанных заболеваниях по мкб 10

К подросткам шире, чем к детям, можно применять вербальные методики. Существенную роль в практике глубинно-психологической разговорной терапии играют поведение терапевта, манера беседы; содержание, способы возникновения и функции навязчивых расстройств, а также типично возрастные проблемы и конфликты.

В поведении терапевта должны постоянно отражаться понимание и принятие им симптомов навязчивостей. Это помогает пациенту без заниженной самооценки признавать и не «отделять» свою собственную симптоматику как один из ограниченных во времени элементов своей личности. Доброжелательное отношение, особенно к симптомам навязчивостей, вопринимаемым отчасти как лишенные смысла, побуждает подростков сообщать обо всех таких симптомах, причем нередко лишь при этом выясняется степень их связи с разными сферами жизни.

Целесообразно также ознакомить пациента с теориями возникновения и функциями навязчивых состояний с целью ясно показать ему, что в его случае речь идет не о единичном феномене и что в принципе существуют терапевтические возможности успешного воздействия на навязчивости. В связи с этим можно, например, вместе с пациентом прийти к осознанию того, что определенные навязчивые действия выполняют функцию торможения прорывов импульсивных влечений, противоречащих здравому смыслу.

Скажем, с помощью навязчивого мытья рук отрицается и тормозится удовольствие быть испачканным в буквальном или переносном смысле, а за чрезмерной заботой о здоровье членов семьи скрывается стремление устранить направленные против них агрессивные влечения и т.п. Последний пример показывает также, что в симптоматику навязчивостей часто оказываются вовлеченными родители и сибсы, и от этого они могут иногда страдать больше, чем сами пациенты. Поэтому на определенных этапах подключаются методы семейной терапии.

Динамические аспекты влечений, большей частью неосознаваемые, при навязчивых расстройствах следует подвергать терапевтическому воздействию с особой осторожностью, их никогда не нужно критиковать и недооценивать. У подростков они часто связаны с типично возрастными проявлениями (сексуальность, отделение от родительского дома, стремление к самостоятельности, успехи в школе и в профессиональной деятельности). Особое значение для подростков приобретает проблема автономности.

Значение конфликта автономии проявляется в том, что пациенты с их специфичной для навязчивостей личностной структурой пытаются рабски следовать терапевтическим правилам, но, с другой стороны — из-за сильного стремления к автономии — бойкотируют лечение и активно противостоят ему, недооценивая свое состояние. Наконец, подавленное стремление к автономии у подростков может проявляться в виде агрессивных и антисоциальных импульсов и переноситься на терапевта.

Все психоаналитики единодушны в том, что эта фаза неуправляемой и неконтролируемой агрессии составляет необходимую переходную стадию на пути к личностной автономии и к устранению навязчивостей, которую терапевт должен выдержать (Quint).

Несмотря на детально разработанные теории феномена навязчивостей и многочисленные работы по их лечению на основе психоаналитических представлений (например, Benedetti), для обсуждения предлагаются также методы поведенческой терапии, особенно в случаях навязчивых действий.

Диагностика, лечение страха и навязчивостей

Методы поведенческой терапии навязчивостей у детей и подростков

Эти методы основаны на представлении о навязчивых симптомах как результатах научения. А это означало бы возможность с помощью надлежащих процессов добиться переучивания. Современная поведенческая терапия явно проистекает из ранее относительно изолированно применявшихся методов, ныне оцениваемых как механистичные. Наряду с рассмотрением исключительно связей «стимул—реакция» в настоящее время анализируется во всей ее сложности структура условий, влияющих на возникновение, поддержание и, наконец, излечение симптоматики (Hand).

Некоторые методы поведенческой терапии следует упомянуть, так как они четко демонстрируют принципы этого рода терапии и все еще имеют определенное практическое значение.

Аверсивная терапия (научение избеганию) навязчивостей у детей и подростков

При проявлениях навязчивостей применяются аверсивно действующие раздражители. В литературе описаны различные случаи позитивных результатов таких воздействий на синдромы навязчивостей (чаще всего изолированных).

В настоящее время их если и применяют, то лишь совместно с другими методами в рамках широкой терапевтической концепции, которая может не иметь преимущественно аверсивного характера.

Негативные упражнения (насыщение) при навязчивостях у детей и подростков

С помощью этого метода пытаются добиться эффекта насыщения путем многократного (до усталости) повторения навязчивых действий. По механизму действия метод близок к парадоксальной интенции и с успехом используется при навязчивостях моторного типа.

Остановка мыслей при навязчивостях у детей и подростков

Этот метод, предложенный Тэйлором (Taylor), успешно используется при феноменах идеаторных навязчивостей, вызываемых страхом (навязчивые мысли, опасения и т. п.). При этом пациенту предлагается выразить свои навязчивые мысли вербально, а терапевт прерывает пациента с помощью криков или неприятных громких звуков. В связи с развитием новых методик поведенческой терапии три названные выше методики изолированно уже не применяются.

Систематическая десенсибилизация с помощью методов, уменьшающих страх

Этот способ успешно применяется еще и сегодня, особенно при навязчивостях, вызванных страхами, и фобиях. Основа этой методики — тесная связь между страхами и синдромами навязчивостей, на которую указывает теория научения. При этом пациенты переживают симптоматику навязчивостей как уменьшающую страх. Причиной навязчивостей оказываются страхи, нередко фобии. Отсюда следует, что при лечении первично осуществляется воздействие на страхи, а не на синдромы навязчивостей (см. Niebergall, Weber).

Конфронтация и подавление реакций

Этот метод, разработанный Мейер (Meyer), состоит в следующем. После подробного ознакомления с теориями научения и с опытом практического применения этого метода, а также общей психотерапевтической подготовки пациент вначале вступает в конфронтацию с ситуацией, которая вызывает у него появление навязчивостей. При этом, как правило, возникает массивный страх, который должен контролироваться совместно терапевтом и пациентом. По мере учащения конфронтации с такой ситуацией реакция страха ослабевает.

Поскольку негативных последствий не возникает, появляется чувство, что ситуация может быть преодолена. При этом пытаются вначале выявить стратегии преодоления, применявшиеся самим пациентом, выбрать из них те, которые с наибольшим успехом можно применить для преодоления навязчивостей и целенаправленно использовать в терапии (см. статью на сайте с описанием случая из практики).

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector