Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неврозы у детей 8 месяцев

Основным симптомом субфебрилитета считается, конечно же, повышение температуры тела от 37,1°C до 38°C. Вместе с повышенной температурой наблюдаются и другие симптомы. Человек становится вялым, чувствует постоянную слабость, у него пропадает аппетит. Может присутствовать расстройство пищеварения, излишнее потоотделение, покраснение кожи, учащенный пульс и дыхание, появляется нервозность, раздражительность, бессонница.

В зависимости от изменений температурных показателей, субфебрилитет классифицируется следующим образом.

Перемежающаяся лихорадка — температура сначала немного понижается, а затем снова повышается, и такое чередование длится на протяжении нескольких дней.

  • Ремитирующая — температура в течении суток колеблется больше, чем на 1°C.
  • Волнообразная лихорадка — у пациента наблюдается чередование нормальной температуры с постоянным и ремитирующим состоянием.
  • Постоянная лихорадка — о ней говорят, когда температура постоянно повышена, и, практически, не изменяется в течении суток.

Есть еще лихорадка неясного происхождения(генеза), причины которой выяснить врачам не удается. В этом случае отмечается повышение температуры до 38°C в период от трех неделях и более при неустановленных причинах.

Лихорадку неясного происхождения(генеза) подразделяют на следующие виды:

  • так называемая, лихорадка “классическая” невыясненного генеза — к ней относят все случаи инфекционных болезней, тяжело поддающиеся диагностике, абсолютно непривычные для местности, в которой проживает пациент, или имеют атипичные формы;
  • резкое снижение в крови специальных элементов, которые отвечают за иммунитет человека, также может привести к лихорадке неясного генеза;
  • лихорадка госпитальная — она возникает у пациента после госпитализации в течении суток;
  • цитомегаловирусную инфекцию, гистоплазмоз, микобактериоз относят к ВИЧ-ассоциированной лихорадке.

Сонные вздрагивания

Сонные вздрагивания представляют собой внезапные, короткие сокращения мышц конечностей и шеи с появлением в некоторых случаях ощущения падения и возникновением зрительных иллюзий. Вздрагивания могут быть спонтанными или спровоцированными внешними стимулами, такими как резкий звук или свет.

Сонные вздрагивания возникают в любом возрасте, но преимущественно у подростков и взрослых. В большинстве случаев данные состояния не рассматриваются как патологические проявления и наблюдаются эпизодически у 60-70 % здоровых людей. Отмечено, что частота и выраженность вздрагиваний во время сна увеличивается при физической активности и эмоциональном стрессе непосредственно перед сном, при приеме кофеина или других стимуляторов.

Высокая температура у ребенка. Что делать?

Высокая температура — это защитная реакция организма, которая усиливает иммунный ответ.

В нашем организме за механизм регуляции температуры отвечает отдел головного мозга — гипоталамус.

Эта крошечная область в голове состоит из огромного числа нервных клеток. Они регулируют деятельность сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и выделительной систем человека.

Гипоталамус отвечает за режим сна, бодрствования, голод, жажду, репродуктивную систему, удовольствия, проявление эмоций, социальное взаимодействие и регулирует теплообмен тела.

В норме гипоталамус поддерживает температуру здорового человека в пределах 36-37°C. Через рецепторы на коже он реагирует на холод или жару, а еще на любые изменения температуры крови.

Как только организм атакуют вирусы или бактерии наши клетки выделяют пирогены — вещества, повышающие температуру.

Человека начинает знобить — так мышцы сокращаются в надежде согреться, а сосуды в коже сужаются, чтобы уменьшить потерю тепла.

Именно поэтому повышение температуры как у взрослых, так и у детей сопровождается:

  • вялостью — активное движение приводит к потере тепла
  • дрожью — мышцы сокращаются, чтобы организм согревался
  • бледностью — из-за спазма периферических сосудов
  • желанием укутаться потеплее

Почему повышается температура?

В передней части гипоталамуса содержатся термочувствительные нервные клетки, которые реагируют на любые изменения температуры крови и импульсы от тепловых/холодовых рецепторов на коже.

Под действием бактерий и вирусов наши клетки выделяют пирогены — вещества, повышающие температуру. Когда центр терморегуляции «решает», что имеется необходимость поддержания более высокой температуры тела, чем обычно, организм начинает «думать», как же этого добиться.

Сделать это можно двумя способами:

1. Повышением теплообразования (постараться согреться).

2. Снижением теплоотдачи (не дать теплу улетучиться из организма).

Далее происходит следующее. Из-за импульсов, бегущих по мышечным волокнам, человека начинает знобить — так мышцы сокращаются в надежде согреться. Одновременно с этим сосудо-двигательный центр получает информацию о том, что необходимо перекрыть потерю тепла. Для этого сосуды в коже «перекрываются» (спазмируются), и теплоотдача уменьшается. Итог: гипоталамус «доволен», что температура тела сохраняется около 39,0°C.

Таким образом получается стандартный лихорадящий ребенок. Он:

  • вялый — гипоталамус не дает активно двигаться, ведь это приведет к потере тепла
  • дрожит — мышечные сокращения увеличивают теплообразование
  • бледен — бледность кожи возникает из-за спазма периферических сосудов
  • стремится потеплее укутаться

Но организм очень тонко устроен — он не даст перегреться до критической отметки. Поэтому при превышении заданной гипоталамусом температуры сосуды на периферии расширяются, потовые железы активируются и теплоотдача увеличивается.

Теперь ребенок краснеет, обильно потеет и старается поскорее сбросить с себя одеяло.

Высокая температура тела будет поддерживаться до тех пор, пока не будет устранена причина ее повышения (инфекция, опухоль и т.д.). После исчезновения причины гипоталамус задает параметры новой нормальной температуры.

Как действовать при температуре?

Прежде всего не волноваться и не спешить сбивать температуру. Важно помнить, что это естественная защитная реакция организма. Иммунная система ребенка начинает активный синтез защитных веществ только при температуре свыше 38,5°C.

Читайте так же:
Как лечится невроз тревожных расстройств

Прежде всего нужно оценить самочувствие ребенка в целом, его поведение и внешний вид. Это поможет принять взвешенное решение для дальнейших действий.

Лихорадка — всегда сопровождается другими симптомами.

Независимо от градуса температуры и возраста малыша, существуют симптомы, которые требуют незамедлительного осмотра педиатра:

  • нетипичное поведение — пронзительный плач, сонливость, стоны
  • сильная головная боль
  • судороги
  • нарушение сознания
  • понижение артериального давления
  • непрекращающаяся рвота или диарея
  • боль в области живота
  • боли в горле или ухе
  • невозможность сгибания головы к груди (при этом возникает резкий плач)

При проявлении подобных состояний одной жаропонижающей терапии недостаточно. Она может даже навредить. Необходимы своевременный осмотр педиатра и тщательная диагностика.

Важно учитывать возраст ребенка с лихорадкой.

Лучше не откладывать визит к врачу:

  • для малыша меньше 3 месяцев при температуре от 38,0°C
  • от 3 месяцев до 3 лет — свыше 38,0°C в течение 3 суток или свыше 39,0°C
  • при температуре свыше 38,6°C в течение 3 суток у детей старше 3 лет

Вне зависимости от возраста ребенка необходимо привести на осмотр при следующих симптомах:

Если маме или папе кажется, что с ребенком что-то не так — лучше перестраховаться и как можно скорее пройти осмотр.

Когда необходимо снижать температуру?

1. Ребенок вне зависимости от высоты температуры плохо себя чувствует (основная задача — облегчить его состояние).

2. Ребенок с хроническими соматическими заболеваниями (патологии сердца, легких, мозга или нервной системы).

В случае если ребенок старше 3 месяцев имеет ректальную температуру ниже 38,9°C и при этом хорошо себя чувствует, сбивать температуру нецелесообразно. Важно понимать, что повышение температуры тела — это естественная защитная реакция человеческого организма. Иммунная система начинает активный синтез различных защитных веществ только при температуре около 39°C.

В любом случае, если нет уверенности в необходимости проведения жаропонижающей терапии, следует обратиться за консультацией к педиатру.

Чем снижать температуру?

Важно понимать, что прием жаропонижающих средств направлен на облегчение дискомфорта ребенка. Он не сокращает длительность болезни и не снижает риск развития осложнений.

В домашних условиях детям можно сбивать температуру только двумя препаратами — парацетамолом (с 3 месяцев) и ибупрофеном (с 6 месяцев).

Все жаропонижающие препараты нужно дозировать не по возрасту, а по весу малыша.

Разовая дозировка парацетамола рассчитывается на 10-15 мг/кг веса, ибупрофена 5-10 мг/кг веса.

Если жаропонижающее в виде суспензии ибупрофен (в 5 мл — 100 мг), парацетамол (в 5 мл — 120 мг), то нужно поделить рассчитанное по весу количество в мг на количество препарата в 1 мл.

Ибупрофен можно принимать — 3-4 раза в день, парацетамол — 4-5 раз.

Отметим один важный нюанс. Не стоит сбивать температуру Ибупрофеном ребенку с ветряной оспой (ветрянкой). Этот препарат может привести к более тяжелому течению болезни.

Как давать жаропонижающее?

Существует несколько правил приема жаропонижающих препаратов:

1. Давать жаропонижающее не чаще 5 раз за день.

2. Ребенку младше 3 месяцев не сбивать температуру без осмотра врача.

3. Не давать комбинированные жаропонижающие препараты, например ибупрофен + парацетамол.

4. Внимательно читать этикетки и инструкции к препаратам.

5. Встряхивать флакон перед тем, как давать препарат ребенку.

6. Перед приемом препарата убедиться в правильной дозировке. Малая дозировка приведет к снижению эффективности, а передозировка может вызвать различные побочные эффекты.

7. Не использовать чайную ложку для расчета (разные ложки имеют разную вместимость). Для измерения лучше отдать предпочтение мерной ложке или дозировочному шприцу.

8. Фиксируйте в блокноте, когда и какое количество препарата давали ребенку.

9. Наблюдайте за организмом ребенка — кому-то больше подходит Ибупрофен, а кому-то — Парацетамол.

10. При сбивании температуры не старайтесь достигнуть показателя в 36,6°C. Если после приема жаропонижающего температура упала на 1-1,5°C, и ребенок стал активным и веселым — цель достигнута.

11. Если после приема жаропонижающего температура не снижается — требуется консультация педиатра.

Неврозы у детей: как проявляются и почему возникают

Проблема неврозов в детском возрасте сейчас как никогда актуальна. С мигательными и голосовыми тиками к специалистам обращаются родители двухлетних детей! Пик обращений приходится на возраст пяти и семи лет.

Виды неврозов у детей

На данный момент выделяется несколько видов неврозов:

Снаружи все они могут быть заметны из-за психомоторных нарушений — тиков, энуреза, заикания, но причины возникновения отличаются друг от друга.

Дети с неврастенией

Дети с невростенией отличаются повышенной утомляемостью и плохим аппетитом. Им трудно сконцентрироваться на чем-либо, они легко отвлекаются и плохо запоминают нужную информацию. Однако, и это их отличительная особенность, с трудом удерживают эмоции и легко заводятся с полоборота.

Самая частая причина такого невроза: внутриличностный конфликт между своими возможностями и потребностями, которые обычно исходят со стороны. Например, если мама очень хочет пятерки по всем предметам, а ребенок — просто не имеет ресурсов, чтобы их получить.

Дети с неврозом страха

Дети с неврозом страха боятся всего и без конкретного содержания, они тревожны, избегают новой для себя деятельности и очень неуверены. Однако, при этом они зачастую очень послушны и легко управляемы.

Внутренние переживания таких детей связаны со строгими, навязываемыми им социальными нормами – о том, как надо делать и каким надо быть. Например, если ты не сделаешь это или это, то . И вот, ребенок уже сформировал себе реальность, несущую угрозу.

Невроз навязчивых движений

С неврозом навязчивых движений или, по-другому, обсессивным (одержимым) неврозом к специалистам обращаются чаще всего. Действительно, трудно не заметить, когда у ребенка присутствуют регулярные навязчивые действия или ритуалы. Например, определенным образом сложить одежду, пройти из школы домой. И такая картина повторяется не раз, а при попытке нарушить ее, ребенок выдает неадекватную реакцию.

Это связано с наличием у ребенка внутреннего конфликта между эмоциональным и рациональным и, как следствие, полным отсутствием ощущения безопасности, которое ребенок и стремится обеспечить себе через ритуал. Например, эмоционально ребенок очень любит папу, но рационально — мама говорит, что отец плохой. И тогда от непонимания происходящего возникает напряжение и тревога.

Истерический невроз

Истерический невроз связан с фиксацией внимания окружающих на своем состоянии. Ребенок, привлекающий к себе внимание истериками и демонстративным поведением, никогда не причинит себе вреда, а единственное, что он хочет получить на самом деле, — компенсация недостающей ласки, внимания и любви. Самые заметные проявления такого невроза — энурез и энкопрез — часто возникают в период потери привилегированного положения в семье.

Собственно, потеря интереса к себе и является основной причиной. Например, когда появляется младший брат или сестра или другое важное событие в семье внезапно отвлекает значимых взрослых. Ребенок с таким неврозом может, действительно, испытывать боли, но клиническая картина при этом будет показывать, что он здоров.

Несмотря на различия между этими типами неврозов, все они схожи тем, что начинаются с накопления, подкрепляются обстановкой в семье и влекут за собой нарушение всех сфер жизни ребенка: питания, общения и активности.

Рекомендации и помощь при обнаружении такого состояния заключаются в следующем: четкий режим дня, отсутствие эмоциональных перегрузок и неожиданных для ребенка моментов, создание возможностей для активного высплеска энергии и поддержка организма витаминами, по рекомендации врача.

50 процентов неврозов проходит в возрастом, после созревания нервной системы, но, если невротичные проявления мешают ребенку вести привычный образ жизни, стоит обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру).

Особенности возраста 7–8 месяцев

Движение и подъём

Этот этап полностью связан с движением и подготовкой к подъёму на ножки. Движение — это весело! Ребёнок с лёгкостью переворачивается на живот и обратно, лёжа крутится вокруг собственной оси, быстро и легко ползает по всей квартире. Малыш начинает тянуться к игрушкам, рассматривает их лёжа на спине, или играет с ними в позе на боку с опорой на локоть. И впервые он самостоятельно находит правильное положение для сидения, так называемое косое (боковое) присаживание.

Ребёнок может по-разному сидеть на боку, например, опираясь на предплечье или поднимаясь выше с опорой на кисть. Впервые активно задействованы ягодицы и голени сбоку: ребёнок сидит, тазобедренные и коленные суставы согнуты. Теперь для опоры нужна только одна рука; другая остаётся свободной: можно касаться головы или лица и изучать их, возиться с игрушками или собирать с пола мелкие предметы.

Ещё один способ перейти в эту позу — с четверенек. Ребёнок опирается на руки и настолько хорошо поднимает туловище, что нагружены только бедра, а тазобедренные суставы полностью разгибаются. Если ребёнок толкается ещё выше, мышцы живота и бёдер рефлекторно напрягаются: ребёнок встаёт на четвереньки, и уже из этого положения поворачивает таз и садится, перенося вес на бок.

Косое присаживание асимметрично, и ребёнку по-прежнему нужна опора на руку, но оно является переходным этапом между положением лёжа и вертикальным положением. Боковое присаживание — некий мостик к подъёму, оно помогает ребёнку научиться вставать. Чуть позже ребёнок сможет вставать из этой позы на четвереньки и ползать, а также подниматься на колени, опираясь о мебель. А уже отсюда всё выше и выше. Только из косого присаживания ребёнок самостоятельно научится вытягивать ноги и сидеть ровно без опоры на руки. Первоначально это называется незрелым сиденьем, когда ноги заворачиваются внутрь или слишком вывернуты наружу, а таз и позвоночник все ещё слишком неустойчивы и согнуты. Но теперь у ребёнка свободны обе руки, и он может с любопытством посвятить себя игре, используя мелкую моторику.

Пока ребёнок сам не освоил процесс присаживания и сидения без рук с прямой спиной, вам не следует усаживать его насильно.

Еда имеет прямое отношение к движению: это движение во рту, координация орофациальной зоны. Многие дети с этого момента хотят есть самостоятельно. Даже если не вся еда будет попадать в рот, позвольте ребёнку развиваться самому. Ему будет очень весело собрать горох в кулачок или даже пальцами, подобно захвату пинцета, и положить его в рот. Сухарики из хлеба тоже очень вкусное и неожиданное лакомство, их можно жевать или сосать. А вот от употребления кусочков яблок советуют отказаться: они не размягчаются и не растворяются во время проглатывания, а потому существует риск удушья. Только ближе к детсадовскому возрасту, то есть примерно с 3 лет, дети начинают правильно жевать кусочки яблок. До этого момента лучше давать им яблоки в виде вкусного яблочного пюре.

Развитие рук и ног

На этом этапе развития начинает формироваться новый захват пальчиками рук — пинцетный захват. Это точечный захват, где большой и указательный пальцы используются как пинцет: кончики пальцев касаются друг друга, захватывая мелкий предмет. Так, например, ребёнок учится вынимать из банки маленькие жемчужины или собирать крошки.

В начале развития пинцетного захвата большой палец сначала упирается во внешнюю сторону указательного пальца, не доходя до его кончика. Но со временем большой палец все лучше растягивается и становится противопоставленным указательному. Ребёнок постарше (с 3 лет) должен уметь противопоставлять большой палец всем кончикам пальцев и уметь сводить мизинец и большой палец вместе. Если мелкая моторика развита недостаточно, ребёнок будет подносить большой палец только к внешней стороне указательного пальца, как при повороте ключа в замочной скважине, и позже ему будет трудно держать ручку или карандаш.

Щипковый захват — одна из особенностей строения тела человека, которое отличает нас от остальных млекопитающих. Например, обезьяны могут только поднести большой палец к указательному пальцу, но соединить мизинец и большой палец у них уже не получится, а это означает, что людям доступны более разнообразные действия. Эта особенность имеет большое значение для истории развития человека, потому что активное использование рук и развитие мелкой моторики привело к увеличению массы мозга, особенно в области лобной доли. Лобная доля головного мозга позволяет человеку осознавать свои действия, планировать и предполагать последствия своих действий. Это одна из уникальных возможностей человека.

На этом этапе развития не только пальцы, но и руки в целом используются всё более разнообразно и целенаправленно. Малыш учится поддерживать опору, дотягиваться до предметов и хватать. Кроме того, в арсенале ребёнка появляется захват двумя руками. Теперь у него появляется возможность держать небольшой предмет обеими руками и сознательно перекладывать его из одной руки в другую. Для этого необходимо, чтобы он учился раскрывать и сжимать руки и пальчики независимо друг от друга. До этого момента он может держать какой-либо предмет одной рукой, и пытаясь схватить новый предмет другой, выронит первый, потому что обе ладошки будут открываться одновременно.

В это время у детей формируются удвоенные слоги, такие как «дадада», «гагага» или «мама». Дети с интересом слушают разговоры взрослых. Они имитируют произносимые звуки и удивляются движениям рта, издающего эти звуки. Рот другого человека непременно должен быть изучен рукой.

Зрение

Зрение обостряется и развивается, и у малыша пробуждается ненасытное любопытство и стремление изучить всё, что попадается на глаза и в руки.

Социальное поведение

У малышей очень живая мимика. Эмоции формируют выражение лица. Ребёнок интересуется своим отражением в зеркале, смотрит в глаза и ощупывает отражение рукой и ртом.

Играть в прятки становится веселее. Игрушки, спрятанные под тканью, уже недолго остаются незамеченными. Всё, что относится к вещам, теперь применимо и к людям: если мама уйдет в другую комнату, у ребёнка уже не будет постоянного желания следить за ней и нуждаться в её присутствии. Это признак развития кратковременной памяти.

Как ухаживать за кожей

Ежедневный уход за кожей малышей включает: умывание лица, мытье рук, подмывание интимных зон, а также полноценное купание. В случае последнего важно придерживаться таких правил:

  • Не купать ребенка, если у него повышена температура, имеются на кожных покровах гнойнички или открытые раны.
  • Использовать для гигиенических процедур мягкую, фильтрованную воду, очищенную от хлора.
  • Контролировать, чтобы вода не была горячей. Оптимальная температура — 34-37° С.
  • Не использовать ежедневно обычные средства для купания, которые легко нарушают гидролипидный слой кожи малыша.
  • Использовать мягкие полотенца для аккуратного промакивания излишков влаги на теле. Растирать кожу ребенка не следует.
  • В ближайшие 3-5 минут после водных процедур наносить на кожу увлажняющее средство.

Для новорожденных важно выбирать средства с деликатными формулами, которые одобрены дерматологами и педиатрами. В зимнее время нужно использовать защитные кремы или эмоленты. Наносить их полезно за 20-30 минут до выхода из дома, чтобы защитить лицо и руки малыша от обветривания.

Важно! Для летнего периода необходимо подобрать эффективные солнцезащитные средства с учетом возраста ребенка.

Нарушение сна у детей

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.

Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу. Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: «Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?». Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: «Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?» Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.

Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:

  • Физиологические особенности сна ребенка
  • Эмоциональные перегрузки
  • Соматические проблемы
  • Неврологические проблемы

Физиологические особенности сна ребенка

На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.

Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз — медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%). В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой. Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей — он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках. Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту. Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе — это самое физиологически правильное положение.

Длительность сна

Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.

В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:

1-2 месяца — 18 часов
3-4 месяца — 17-18 часов
5-6 месяцев — 16 часов
7-9 месяцев — 15 часов
10-12 месяца — 13 часов
1-2 года — 13 часов
2-3 года — 12 часов

С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.

То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования

Сладкий сон с мамой

Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.

Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой — это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой — значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди — все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность — залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.

Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.

Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже «большой» он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.

Индивидуальные особенности ребенка

В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей. В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка. Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок «перерос» это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.

Эмоциональные перегрузки

Эмоциональные перегрузки — это самая частая причина плохого сна не только у детей, но и у взрослых.

Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс. Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями. Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.

Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.

Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша. Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.

Процедура укладывания

Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания. Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть «Спокойной ночи малыши», чистить зубы — этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон. Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать «доброго сна». Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.

При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное — монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном — и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.

Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.

Соматические проблемы

Соматические проблемы — это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения — необходимо проконсультироваться с педиатром.

Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна — только на период обострения.

Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни — это рахит — нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д. На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше — с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.

Неврологические проблемы

Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.

Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Ночной энурез (у детей с 4 лет)
  • Снохождение, сноговорение
  • Ночные кошмары

Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.

В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector