Как послушные дети становятся невротиками, лузерами, наркоманами
Как послушные дети становятся невротиками, лузерами, наркоманами
Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии
Чем оборачивается тотальная детская занятость в школьные годы — все эти кружки, секции, дополнительные занятия, репетиторы? Психолог Марина Мелия приводит примеры из жизни своих богатых клиентов, но обычные дети тоже рискуют психологическим благополучием. Итак, какие последствия могут быть у чрезмерной загруженности детей?
Невроз у ребенка
Неврозы — психогенные функциональные заболевания ЦНС, проявляющиеся аффективными расстройствами (страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения и др), сомато-вегетативными нарушениями (потливость, сыпи, скачки артериального давления, головокружения, головные боли, боли в животе и нарушения стула и др), двигательными расстройствами (тики, заикания, запинки, тремор, нарушения тонуса мышц).
Неврозы развиваются в любом возрасте, но более корректно говорить о неврозе следует с возраста около 5-7 лет. Это возраст в котором у ребенка появляется более очерченное осознание “Я” в социальной среде: в семье, во дворе, в саду, или в школе. Здесь же появляется психогенный конфликт между “я хочу” и “я могу”, между требованиями ребенка и действительностью.
Маски болезней
Детские неврозы могут быть похожими на многие неврологические, психические, инфекционные и другие заболевания, включая заболевания дыхательных путей и ЛОР-сферы (кашель, бронхит, ларингит, поперхивания, нарушения обоняния), желудочно-кишечного тракта (боли в животе, гастрит, поносы, запор, энкопрез, рвота), моче-половой системы (недержание мочи, частое мочеиспускание, ночные позывы, ложные позывы) и даже костно-мышечной системы (нарушения осанки: кифозы, сколиозы, кривошея, асимметрия ног, нарушения мышечного тонуса и его последствия) и др.
Невроз — состояние, с одной стороны, функциональное, не имеющее под собой органической природы, с другой — не глубокое, не нарушающее (не повреждающее) цельность личности. Невроз касается нарушений отдельных черт личности, проявляется в каких-то определенных условиях; может осознаваться пациентом, как проблема; и соответственно — обратим и поддается лечению (в отличии от психических заболеваний).
Всё — психосоматика?
Несмотря на то, что неврозы могут копировать проявления других заболеваний, не следует недооценивать риск наличия именно органического, или функционального расстройства не невротической природы. В последнее время складывается тенденция все заболевания списывать на так называемую “психосоматику”, игнорируя инфекционные и химические повреждения, ферментативные нарушения и биохимические расстройства, соматические дисфункции и “небольшие” (без видимого нарушения целости тканей) травмы, генетические и наследственные заболевания.
Тактика при неврозе
Тактика в подходе к ребенку с неврозом такая: сначала обследование, исключение органических причин, соматических дисфункций и заболеваний, требующих специфического лечения (например, сахарный диабет, ферментные патологии, инфекции), а только после — терапия невроза.
Психогенез идет в патогенез
Следует отметить, что отношение к неврозу, как к функциональному расстройству, тоже не совсем верно, это скорее формальное допущение. При неврозе, а мы говорим о неврозе, как об относительно стойком состоянии, а не минутной хандре, или единичному мышечному подергиванию во время засыпания, находятся проходящие, временные нарушения химико-органического характера, как-то нарушения микро-строения надпочечников, щитовидной железы, гипофиза, коры головного мозга, лимбической системы, проводящих путей ЦНС, слизистой оболочки желудка и 12-перстной кишки, слизистой оболочки респираторной системы и другие нарушения.
Работами школы И.П. Павлова, нейрофизиологическими исследованиями Н.И. Гращенкова, П.К. Анохина, В.В. Бобкова и другими исследованиями показан многоуровневый характер патодинамической функциональной системы при неврозах, в которой наряду с корковыми механизмами участвуют механизмы лимбико-ретикулярного комплекса и системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники.
Важным является знание о том, что при неврозах имеются биохимические сдвиги. Работами В.С. Чугунова, В.Н. Васильева и др. выявлены определенные изменения обмена адреналина, норадреналина, дофамина и других медиаторов и активных веществ. Так, психогенез превращается в патогенез.
Этиология неврозов
Основной этиологический фактор — психотравма:
1 — шокирующее психотравмирующее воздействие: резкий звук, внезапное нападение собаки, взрыв, крик, избиение, медицинская агрессия с невозможностью адекватной реакция на действие психотравмирующего фактора.
2 — подострая или хроническая психотравмирующая ситуация: развод родителей, утрата близкого, негативная обстановка дома, в саду, в школе, во дворе.
3 — эмоциональная депривация: дефицит “поглаживаний” — положительных эмоциональных проявлений: любви, ласки, принятия, одобрения, поощрения.
Преморбидный фон
Необходимые условия невроза у ребенка — преморбидный фон: конституциональная почва, или наличие шокирующей психотравмы в период до сознания, до осознаваемой памяти. И первые и вторые условия описывают время внутриутробного развития, родов и возраста новорожденности.
Многочисленные публикации, посвященные исследованию эндогенных аффективных расстройств все больше подтверждают положение об их конституционально-генетической природе (H. Akiskal, H. Tellenbach, М. Shimoda, Н. Mendlewicz, Н. Weitbrecht, И.А. Полищук, Л.А. Булахова, В.П. Эфроимсон, и др), но тождественности и обязательной обусловленности между фоном и возникновением синдрома не установлено (K. Schneider, F. Mauz et al).
“В отличии от Чеховского ружья, если невроз должен развиться, то он может и не развиться”.
Классификация детских неврозов
(по Ковалев В.В., 1979 с изменениями).
- Общие неврозы
- Невроз страха
- Истерический невроз
- Невроз навязчивых состояний
- Депрессивный невроз
- Астенический невроз
- Ипохондрический невроз
2. Системные неврозы
- Невротические тики
- Заикания
- Расстройства сна
- Нарушения аппетита
- Энурез
- Энкопрез
2.2. Вегетативные и органные неврозы
- Тошнота, рвота
- Кашель
- Головная боль
- ВСД
- …
2.3. Привычные и навязчивые действия
- Сосание пальца
- Кусание ногтей
- Яктация (раскачивание)
- Трихотилломания
- Мастурбация
3. Другое
Взрослые вырастают из детей
Неблагоприятным, но частым, исходом детского невроза является формирование из ребенка невротичной взрослой личности, с патологическими чертами характера, фиксацией невротических проявлений, соматизацией невроза, его распространение на социальный уровень жизни взрослого человека, закрепление нересурсных, патологических, невротических реакций и убеждений, а также их “компенсация” через алкоголизацию, наркоманию и курение, или “наказание” посредством травмирующего выбора низкооплачиваемой работы, мужа-тирана, невротичной жены, токсичного окружения.
Причины возникновения неврозов у детей
Даже самые заботливые родители не всегда могут ожидать, с какой стороны придет беда к их ребенку. По мнению специалистов, причины неврозов у детей следует искать в следующих факторах-раздражителях:
- Наследственная предрасположенность. Генетическая последовательность подразумевает влияние семейного анамнеза на формирование плода и дальнейшее его развитие. Если родители ребенка имели озвученную проблему до его зачатия, то существует определенная вероятность «копирования» данной информации в нервной системе малыша. Специалисты довольно противоречиво относятся к озвученному вопросу, но статистика показывает весьма существенный процент наследственной предрасположенности к неврозам.
Вред для спины и зрения
Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.
Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.
Лечение и профилактика симптомов несварения желудка у детей
Общие рекомендации, которые могут помочь: 1
- Постоянный режим дня и приёма пищи, когда организм привыкает и своевременно вырабатывает ферменты для переваривания пищи.
- Регулярное дробное питание – приём пищи маленькими порциями до 4-6 раз в день позволит не допустить переедания и соблюдать режим.
- Тщательное пережевывание и размеренный приём пищи.
- Сбалансированный состав пищи или соблюдение рекомендаций врача (при наличии таковых).
- Постепенный ввод новых продуктов (у малышей либо на отдыхе в экзотических странах).
- Употребление достаточного количества воды: от 600 мл с полугода до 2600 мл у подростков. Важно, чтобы у детей всегда был доступ к чистой питьевой воде.
Старайтесь соблюдать рекомендации на регулярной основе, тогда они могут уменьшить или предотвратить появление симптомов «несварения желудка» у детей.
Связь «матери и ребёнка»
Почему на курсе коррекции дислексии «Успешный Старт» мама является не просто зрителем, а активно вовлечена в коррекционный процесс? Объясняется это тем, что ей на курсе предоставляются рекомендации по гармонизации отношений в семье. Именно она осваивает навыки самопомощи при дислексии, в буквальном смысле учится заново взаимодействовать со своим ребёнком.
Под этим есть научное обоснование. Так, исследовательской группой Института Клапареда ещё в начале 1990-х гг. было установлено, что в основе дислексии часто лежит отрицательная связь между матерью и ребёнком. В основе их взаимоотношений чаще всего лежит конфликт. Например, мать насильно кормит своего ребёнка, в результате он начинает сопротивляться ей и постепенно переносит эту манеру и на другие сферы жизни. И проявляется это, в первую очередь, в обучении. Более того, ребёнок использует выработанную модель поведения и в отношениях с педагогом, в результате чего педагогические усилия не имеют никакого результата.
Постановка диагноза
Лечение невроза у детей должно начинаться с постановки точного диагноза. Ребенка должен осмотреть невролог, психолог и психотерапевт, которые помогут установить причину заболевания.
- На первом этапе диагностики врач тщательно изучает психологическую обстановку в семье. Затем обследует родителей, пытается выявить ошибки поведения и воспитания.
- На следующем этапе исследования проводится беседа с ребенком в виде игры. Врач наблюдает за малышом, предлагает ему рисовать, затем анализирует эти рисунки.
С помощью этих методов специалист определит наличие невроза, установит его тип и назначит лечение.