ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Диагноз "умственная отсталость" ставится при серьезном отставания в развитии у ребенка.
Подход к диагностике умственной отсталости должен быть многосторонним. Необходимо уделять большое внимание фиксированию наблюдений за ребенком. Эти наблюдения дают очень много полезной информации и вместе с тестами на психологическое развитие ребенка позволяют самостоятельно определить наличие или отсутствие умственной отсталости у ребенка.
Умственная отсталость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) – это приобретенное в раннем возрасте или врожденное психологическое недоразвитие, вызванное органической патологией, главным проявлением которого является интеллектуальная отсталость и социальная дезаптация.
Проявленя умственной отсталости:
Проявляется в первую очередь в отношении разума (логичность действий, решение простейших задач), а также проявляется в сфере эмоций, воли, речи и моторики.
Термин «олигофрения»
В современном понимании этот термин тракитуется шире и включает в себя не только задержку психического развития, вызванную органической патологией, но и социально-педагогическую запущенность.
Такой диагноз при умственной отсталости ставится в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта без указания этиологического и патогенетического механизма.
Умственная отсталость при врождённых (органических поражениях головного мозга) психических изменениях изменениях отличается от приобретённого слабоумия, или деменции.
Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого, здорового физически человека, не достигает нормального (среднего) уровня.
Причинами развития умственной отсталости являются следующие факторы:
1) тяжелые наследственные заболевания;
2) тяжелые роды, вызвавшие повреждение головного мозга (асфиксию, гипоксию);
3) преждевременные роды;
4) болезни центральной нервной системы и травмы в раннем возрасте;
5) генетические аномалии (синдром Дауна);
6) инфекционные и хронические заболевания матери в период беременности (корь, краснуха, первичное инфицирование вирусом герпеса);
7) злоупотребление матерью алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов на момент вынашивания ребенка;
8) безучастие и недостаточное участие родителей в развитии ребенка (ситуационная умственная отсталость)
Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями.
* Внешние проявления при синдроме Дауна
Диагноз «умственная отсталость» должен быть подтвержден тестированием. Для этого используют специальные методики (диагностические шкалы)
Самые распространенные диагностические шкалы определения степени развития:
- шкала Бейли-П для детей с 1 месяца до3 лет,
- шкала Векслера от 3 до 7 лет и
- шкала Стэнфорда-Бине для детей школьного возраста.
Олигофрения – нарушение интеллекта
Главная особенность олигофрении – нарушение интеллекта, то есть способности к пониманию и переработке информации. Иначе олигофрению называют умственная отсталость. Ученые выделяют в структуре интеллекта биологический, психометрический и социальный уровни, но ведущим является биологический интеллект, который определяется скоростью протекания процессов высшей нервной деятельности. Основным параметром, определяющим уровень интеллектуального развития, является индивидуальная скорость переработки информации, которая у олигофренов оказывается минимальной.
Уровень IQ человека характеризует психометрический интеллект и зависит также преимущественно от генотипа и от факторов среды. Социальный уровень интеллекта измеряется способностью человека использовать психометрический интеллект относительно адаптации к требованиям общества. У олигофренов наблюдается нарушение мышления на всех уровнях. Прежде всего, это затрагивает когнитивные способности, возможность к самостоятельному приобретению новых знаний, адаптационные способности. Особенности психофизиологических свойств центральной нервной системы свидетельствуют о врожденных нарушениях интеллекта.
В контексте культурно-исторических исследований интеллект отождествляется с понятийным мышлением, которое отсутствует у умственно отсталых детей. Они лишены возможности оперировать абстрактными понятиями, категориальными единицами, не способны к сравнению, обобщению, классификации предметов. Им не доступны такие мыслительные операции как умозаключение, а также совокупность различных операций (суждение, оценка, рассуждение). Мышление олигофренов примитивно, они мыслят конкретными понятиями, в лучшем случае способны только к простому описанию действий и предметов.
Главным критерием олигофренического слабоумия в психиатрии является клинико-психопатологический подход. Своеобразие психоповедения проявляется в недоразвитии эмоциональной сферы. Дети с умственной отсталостью часто очень открыты, добры и ласковы по отношению к людям. Интеллектуальная недостаточность протекает без нарастающих изменений, темп психического развития замедлен. Поэтому у детей-олигофренов нарушена социальная адаптация, приводящая к невозможности усвоения школьной программы.
Так как степени и формы олигофрении могут быть разными, то и симптомы заболевания различны. Так, у детей с дебильностью выявляется неспособность к абстрактному мышлению, отсутствие самостоятельности, неспособность к анализу.
Дети с имбецильностью не способны к построению сложных предложений, с трудом воспринимают новую информацию, не могут образовать понятия, не могут ориентироваться в нестандартной или незнакомой обстановке.
При идиотии дети не способны вообще ни к какому обучению, координация их движений сильно нарушена, они либо не разговаривают вообще, либо издают только мычащие звуки, многие даже не способны контролировать процесс мочеиспускания и дефекации.
Таким образом, основными признаками олигофрении являются следующие нарушения интеллекта больного:
- недоразвитие речи;
- слабая мыслительная деятельность;
- неспособность к самоконтролю;
- слабая память;
- низкая концентрация внимания;
- эмоциональное недоразвитие;
- отсутствие воли.
Когда необходимо обратиться к врачу?
Отличия ЗПР от умственной отсталости может точно выявить только специалист на основании осмотра и обследований. Сделать это родителям самостоятельно не представляется возможным.
Обратиться к врачу необходимо сразу же при обнаружении у ребенка:
- умственного, эмоционального или физического отставания от его сверстников;
- резких вспышек агрессии;
- явных проблем с концентрацией внимания;
- выраженных диспропорций тела.
Крайне важно найти грамотного специалиста, обладающего достаточным опытом и уровнем квалификации.
Именно такими являются специалисты педиатрического отделения клиники АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), здание которой расположено в центре Москвы, по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Маяковская».
В нашем клинике работаю опытные неонатологи, детские психологи, педиатры и иные узкие специалисты. Они работают на новейшем оборудовании, позволяющем с максимальной точностью выявить малейшие особенности в состоянии здоровья конкретного ребенка.
Записаться на консультацию можно по круглосуточному номеру телефона +7 (495) 995-00-33 или при помощи формы обратной связи.
Диагноз олигофрении ставят в соответствии с общепринятыми международными критериями. Если результаты анкетирования по Векслеру не показательны, применяют другие тесты, адаптированные с учетом возрастных особенностей. Кроме того, принимают во внимание и семейный анамнез, при необходимости назначают анализы для выявления генетических мутаций и обменных нарушений. Дифференциальная диагностика может быть затруднена, так как почти у 70% пациентов с умеренной и тяжелой олигофренией присутствуют и другие психические расстройства.
Для выявления и определения степени тяжести возможных органических поражений головного мозга рекомендуют сделать МРТ, ангиографию сосудов мозга, рентгенографию.