Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 упражнений для борьбы с тревогой. Как выключить беспокойство по пустякам

5 упражнений для борьбы с тревогой. Как выключить беспокойство по пустякам

5 упражнений для борьбы с тревогой. Как выключить беспокойство по пустякам

Все мы знакомы с тревогой. Многие наслышаны о фобиях и панических атаках. Но вы не дрожите при виде пауков и спокойно летаете в самолете. У вас нет конкретного объекта, который наводит на вас ужас, вы не испытываете приступов, но все новое, неизвестное, сомнительное и незапланированное заставляет вас чувствовать сильное беспокойство.

Пульс учащается, вы ощущаете дискомфорт в груди, появляются проблемы с желудком. Вы нервничаете, быстро утомляетесь, не можете расслабиться. Если весь этот букет симптомов мучает вас на протяжении нескольких месяцев, скорее всего, речь идет о генерализованном тревожном расстройстве.

Такое расстройство может быть связанно с особенностями личности, передается по наследству от тревожных и чрезмерно опекающих родителей. В случае, если вы не принимаете никаких терапевтических мер, расстройство может прогрессировать. Психотерапия и небольшие корректировки образа жизни помогают успешно справиться с этим недугом.

Если вы испытываете тревогу и она мешает вам жить, регулярно используйте приведенные ниже упражнения, и через один – два месяца вы обнаружите, что огромный груз необоснованных страхов свалился с ваших плеч.

Релаксация: немного теории

Основателями этого метода считают немецкого психиатра и психотерапевта Иоганна Шульца и американского психолога Эдмунда Джекобсона. В первой половине прошлого века они разработали методику, в основу которой легли духовно-религиозные практики. Нацелена она была на устранение психо-эмоциональных нарушений, лечение неврозов и коррекцию психосоматических болезней. Джекобсон доказал, что посредством расслабления мышц (одна из популярных техник) можно снизить гипервозбудимость нервной системы, дав ей возможность восстановиться и вернуть себе стабильное состояние.

Умение достигать состояние релаксации необходимо всем, невзирая на анамнез. Если вы сможете, хотя бы 20-30 минут в день уделять этой технике, в вашей жизни произойдут прекрасные перемены. У вас наладится сердечный ритм, давление и дыхание, нормализуется кровоснабжение головного мозга и основных групп мышц, уйдут мышечные зажимы, улучшится умственная деятельность. Вы почувствуете мощный прилив сил и повысите сопротивляемость стрессам.

5 полезных советов психолога, которые спасут ребёнка от тревожности

Тревога и беспокойство способны полностью уничтожить детскую уверенность в себе. Особенно когда дело касается первого похода в школу после длинных каникул или адаптации в новом коллективе. Психолог Эллен Хендриксен составила список из пяти простых, но важных советов, которые помогут справиться с детской тревожностью.

Детство — это сплошные переживания: с кем сидеть за партой, как написать контрольную, как пройти мимо лающей собаки. Видеть, как твой ребёнок мучительно тревожится из-за чего-то, очень больно. Тяжело видеть, как он отстраняется от сверстников, не отпуская вас из детского сада, рыдает на днях рождения и отказывается участвовать в школьных мероприятиях. Порой детское беспокойство, вызванное абсолютно иррациональными вещами, только раздражает. Но в этой ситуации ребёнку можно и нужно помочь.

1. Составьте план игры

Иногда дети забывают, что у них есть возможность справиться с любой задачей. Помогите ребёнку осознать, что он способен самостоятельно (или с небольшой поддержкой со стороны) решить любую соответствующую его возрасту задачу. Если ребёнок выражает своё беспокойство и обращается с этой тревогой к вам, ответьте: «Похоже, ты очень волнуешься из-за А» или «Я вижу, а что тебя очень беспокоит Б». Это даёт возможность дать имя испытываемым эмоциям и избежать тупиковой ситуации, возникающей после фраз «здесь нечего бояться» или «просто расслабься».

Помогите ребёнку составить план. «Если тебя что-то пугает, что можно сделать, чтобы справиться с ситуацией? Если тебе нужна помощь, к кому ты можешь обратиться? Если Аня перестанет с тобой дружить, что ты сделаешь? Если потеряешься в торговом центре, к кому ты обратишься? Что произойдёт, если ты почувствуешь тошноту во время урока? Что ты будешь делать?». Помощь в составлении плана достигает сразу двух целей: во-первых, это помогает ребёнку продвинуться от проблемы к её решению, что снижает неопределённость, а именно она — источник тревоги. Во-вторых, это говорит ребёнку о том, что вы в него верите. Вы верите в то, что он способен справиться с любой задачей, соответствующей его возрасту.

Читайте так же:
Высокая тревожность и причины в 5 классах

2. Научите ребёнка отвечать своей тревожности

Иногда дети не осознают, что тревожность — это лишь одна сторона диалога. Они могут ответить своему беспокойству, чтобы почувствовать себя более уверенно. Для этого предложите ребёнку выбрать имя для своей тревожности. Например, «беспокойная Лиза_Аня_Миша» или даже нарисуйте персонажа, который сидит на плече ребёнка. Это помогает персонализировать тревожность, тем самым как бы отделяет её от ребёнка. Постоянно поощряйте диалог с этим персонажем. Достаточно взрослые дети могут вписать готовые реплики в свой ежедневник: «Я могу справиться с любой тревогой», «Ошибаться или делать глупости — это нормально». Дети помладше, которые уже умеют читать, могут носить в своём кармане напоминалку или визитку с теми же самыми полезными сообщениями: «Я сильнее, чем моя тревога. Быть не идеальным — это нормально». Если ребёнок стесняется носить с собой записку, можно завести себе талисман, который будет напоминать об определённом фиксированном ответе. К примеру, пусть стикер-сова означает «Я могу справиться с любым препятствием». Этот стикер ребёнок может положить в пенал, папку и рюкзак.

3. Объясните, что любая буря рано или поздно стихнет

Волнение влечёт за собой неприятные физические ощущения — повышенное сердцебиение, пустота в голове, урчание в желудке. Такие ощущения могут усугубить изначально стрессовую ситуацию (например, решение задач по математике около доски, обед в столовой, или просто неожиданный опрос во время урока). Неприятные ощущения могут заставить ребёнка подумать «меня сейчас вырвет» или «со мной что-то не так». Если физические ощущения заставляют ребёнка думать, что с ним что-то не так, проведите небольшую тренировку. Специально вызовите специфичные симптомы, чтобы ребёнок к ним привык. Вы можете вместе бегать по ступенькам, чтобы сердце стучало сильнее, крутиться на качелях, чтобы вызвать лёгкое головокружение. Попросите ребёнка сфокусироваться на этих ощущениях. 30 секунд или минуты вполне хватит. Затем обратите его внимание на то, как быстро он пришёл в норму: как правило, на это уходит не больше двух минут. Ребёнок может прийти в себя даже раньше вас. Он/она может ответить: «Да это не было страшно — это же просто качели!». Но на это есть ответ — «Да, но ты испытываешь то же самое, когда тебя вызывают к доске, и это вызвано твоей тревогой. Ты заметил, как быстро пришёл/пришла в себя после качелей? Точно так же ты быстро придёшь в себя после того, как тебя вызовут к доске. В общем, научите ребёнка не бояться этих физических ощущений. Да, они приносят дискомфорт, но это просто тревожность (и ничего больше.) Она должна отступить достаточно быстро.

4. Избавьте ребёнка от бесполезных ритуалов

Если у вашего ребёнка есть ряд странных традиций, скажем, он может почистить зубы, только включив/выключив воду ровно четыре раза, значит, пришло время эксперимента. Предложите ребёнку узнать, что случится без соблюдения «ритуала». Безусловно, он воспримет этот предложение так, будто вы предложили ему надеть кофту наизнанку. Но продолжайте мягко настаивать, призывайте проявить любопытство.

7 способов воспитать ребёнка, который не боится ошибок, критики и не будет вам врать

Вы должны признать, что отказ от «ритуала» может быть болезненным. Но если ребёнок настаивает, что постучать карандашом по столу ровно семь раз — это единственный способ привести мир в порядок, предложите проверить эту теорию. Если вы сами являетесь частью странного «ритуала», например, ребёнок просит вас складывать одеяло строго симметрично, то соберитесь с силами и твёрдо откажите. Почему? Принимая участие в ритуале, вы отправляете сигнал, что в ином случае неизбежно произойдёт что-то плохое. Тем самым вы каждый день как бы говорите о том, что ребёнок не справится без поддержки со стороны. Приготовьтесь к слезам. Будьте строги, но в тоже время поддержите ребёнка, ведь «ритуал» для него крайне важен и ценен. Но всё же в долгосрочной перспективе намного важнее донести до ребёнка, что безопасность никак не зависит от пожелания «спокойной ночи» нужным тоном или ровно в трёх объятьях перед дверями школы.

Читайте так же:
Как избавиться от чувства тревожности страха

5. Дайте ребёнку выговориться

Хотя бы несколько минут в день давайте как можно меньше указаний, как можно меньше советов. Порой родители спрашивают, как это может помочь ребёнку. Вы определённо не виноваты в тревожности своего ребёнка, но изменение определённых сценариев поведения может реально помочь.

Обратите внимание на то, как вы говорите с ребёнком. Огромный процент наших коммуникаций с ребёнком — это указания и советы. Для склонного к тревожности ребёнка всё это похоже на критику. И эта «критика» возникает в достаточно неожиданных местах.

Иногда вопросы «ты не хочешь начать делать домашнее задание?», «почему бы не добавить красные кубики к твоей башне?» воспринимаются именно как критика. Даже какие-то бытовые образовательные моменты выглядят как экзамен: «Ты можешь прочесть эту надпись? Какой это цвет?» Иногда даже комплимент похож на критику: «Хорошая работа, ты движешься вперёд, хотя впереди ещё много работы».

Решение не в том, чтобы дать ребёнку полную свободу. Вам всё ещё нужна уверенность, что дома всё в порядке, а домашнее задание сделано. Но хотя бы на несколько минут в день прикусите язык и позвольте ребёнку быть главным в разговоре. Как можно меньше давления, как можно меньше указаний, как можно меньше интенсивности во фразах. Просто покажите, что вы действительно его слушаете. Помните, что сейчас ребёнок — главный в разговоре.

«Я рад, что ты рассказал о своём дне» отличается от «Что ты сегодня выучил в школе?». Хотя бы несколько минут в день не устраивайте из разговора контрольную работу

Вместо того, чтобы давать советы или решать задачу за ребёнка, обдумайте всё, что он вам рассказал. «Кажется, ты очень нервничаешь перед школой завтра» окажется гораздо лучше фразы в стиле «Здесь не о чем беспокоиться». Так вы показываете, что прекрасно понимаете чувства ребёнка. Как правило, тревожность сопровождается чувством беспомощности. Когда вы перестаёте давать советы или указания, дети начнут ощущать себя в позиции силы, они поймут, что сейчас у них больше возможностей контролировать ситуацию.

Тревожность — это всегда знак неуверенности, неспособности ответить на вопрос «смогу ли это сделать?». Проработка ситуаций и подготовка к тому, чтобы справляться со своими страхами, — лучший способ подарить ребёнку чувство уверенности в своих силах. Результат? Уверенный в себе ребёнок и, как следствие, уверенный в себе взрослый.

5 дыхательных упражнений, которые помогут справиться с тревогой

Пе­ри­од ка­ран­ти­на по­вли­ял прак­ти­че­ски на всех нас. Неко­то­рые от­кры­ли ра­до­сти уда­лен­ной ра­бо­ты, на­ча­ли чаще об­щать­ся с род­ствен­ни­ка­ми и дру­зья­ми и за­кре­пи­ли но­вые при­выч­ки. Дру­гие ску­ча­ли по офи­су и жи­вой ком­му­ни­ка­ции и от­ча­ян­но пы­та­лись най­ти тот са­мый work/​​life ба­ланс. Все справ­ля­лись как мог­ли. Од­на­ко вы­ход из ка­ран­ти­на по­вли­ял на нас не мень­ше — по­ло­же­ние дел сно­ва рез­ко из­ме­ни­лось, из-за чего мно­гие столк­ну­лись с неожи­дан­ной па­ни­кой. Пе­ре­ска­зы­ва­ем ма­те­ри­ал Styl­ist о том, ка­кие ды­ха­тель­ные упраж­не­ния по­мо­гут спра­вить­ся с тре­вож­ным со­сто­я­ни­ем.

Не так важ­но, из-за чего вы ис­пы­ты­ва­е­те тре­во­гу — воз­мож­но, вам слож­но воз­вра­щать­ся в офис или сно­ва ез­дить на об­ще­ствен­ном транс­пор­те. По­дой­ди­те к ра­бо­те с непри­ят­ны­ми ощу­ще­ни­я­ми и эмо­ци­я­ми се­рьез­но — по­лез­но с са­мо­го на­ча­ла за­кре­пить здо­ро­вые ре­ак­ции.

Утрен­нее диа­фраг­маль­ное ды­ха­ние

На­чи­най­те каж­дый день с глу­бо­ко­го диа­фраг­маль­но­го ды­ха­ния — оно зай­мет не боль­ше 3–5 ми­нут. Это по­мо­жет с са­мо­го утра на­стро­ить кон­цен­тра­цию. Суть диа­фраг­маль­но­го (или брюш­но­го) ды­ха­ния про­ста:

  • при­ми­те удоб­ную позу: гла­за за­кры­ты и тело рас­слаб­ле­но;
  • по­ло­жи­те пра­вую руку на жи­вот в рай­оне пуп­ка, а ле­вую — на грудь;
  • ды­ши­те — при вдо­хе ра­бо­тай­те жи­во­том так, что­бы пра­вая рука на­ча­ла под­ни­мать­ся и опус­кать­ся, а ле­вая — не дви­га­лась.
Читайте так же:
Заговоры сибирской целительницы от заикания у детей

Тех­ни­ка «В лю­бой непо­нят­ной си­ту­а­ции вы­ды­хай»

Мы мог­ли ску­чать по кол­ле­гам и дру­зьям, но мало кто хо­тел воз­вра­щать­ся к утрен­ним по­езд­кам на об­ще­ствен­ном транс­пор­те до офи­са. Если вы сно­ва ока­за­лись в мет­ро в час пик и чув­ству­е­те себя очень дис­ком­форт­но, по­ста­рай­тесь скон­цен­три­ро­вать­ся на глу­бо­ком вы­до­хе — вды­хай­те пять се­кунд, вы­ды­хай­те — де­сять. По­вто­ри­те это упраж­не­ние пять раз.

«Ко­ро­боч­ное» ды­ха­ние

Вды­хай­те и вы­ды­хай­те че­рез нос по че­ты­ре се­кун­ды — за­вер­шая каж­дый вдох и вы­дох, за­дер­жи­вай­те ды­ха­ние на че­ты­ре се­кун­ды. По­вто­ри­те упраж­не­ние че­ты­ре раза. С по­мо­щью этой тех­ни­ки вы смо­же­те не толь­ко сни­зить тре­вож­ность, но и улуч­шить фо­кус и кон­цен­тра­цию.

Ко­ге­рент­ное (по­сле­до­ва­тель­ное) ды­ха­ние

Вды­хай­те и вы­ды­хай­те че­рез нос по шесть се­кунд — в сум­ме за ми­ну­ту у вас по­лу­чит­ся пять цик­лов ды­ха­ния. Тех­ни­ка поз­во­ля­ет успо­ко­ить­ся и до­воль­но быст­ро сни­зить уро­вень стрес­са.

«Удво­ен­ное» ды­ха­ние

Во вре­мя тре­во­ги важ­но спра­вить­ся с неко­то­ры­ми фи­зи­че­ски­ми симп­то­ма­ми — на­при­мер, с вы­со­ким серд­це­би­е­ни­ем. В этом мо­жет по­мочь лю­бая тех­ни­ка, где вы вы­ды­ха­е­те доль­ше, чем вды­ха­е­те. Са­мый про­стой ва­ри­ант — удва­и­вать вре­мя, ко­то­рое вы тра­ти­те на вы­дох: вды­хай­те че­рез нос че­ты­ре се­кун­ды, вы­ды­хай­те че­рез рот (слег­ка со­жми­те губы) — во­семь, вды­хай­те — пять, вы­ды­хай­те — де­сять и так да­лее.

Все са­мое ин­те­рес­ное в пре­де­лах ва­шей лен­ты — на стра­ни­це «Цеха» в Face­book и In­sta­gram

Когнитивно-поведенческая психотерапия тревожного расстройства

Ещё в 60-х годах прошлого столетия основатель когнитивно-поведенческой психотерапии Аарон Бек в своих работах про лечение депрессии отметил, что этот же метод работает и для чрезмерной тревоги и тревожных расстройств. Впоследствии, в 80-х годах, Бек успешно применял свой принцип в работе с клиентами.

Можно применять глобальный подход Бека и сегодня. Многие психотерапевты, знакомые с работами Бека, до сих пор так и делают. Однако, после А.Бека в модель тревожных расстройств были внесены значительные доработки и уточнения, и сейчас мы имеем в наличии гораздо более эффективный и тонко настроенный подход к психотерапии тревожного расстройства, который позволяет справляться с проблемами клиентов за более короткий срок.

Немного истории

Существенную роль в разработке этого подхода сыграли работы Clark, Salkovskis, Wells, Butler, Borkovec, Barlow и т.д.

Ещё спустя некоторое время в университете Лаваля в Канаде и в работах Adrian Wells был создан протокол психотерапии тревоги (протокол — это последовательность психотерапевтического лечения). На нем-то и хотелось бы остановиться подробнее в этой статье.

В адаптированном виде этот подход может применяться также и к любым другим тревожным расстройствам, таким как социофобия, паническое расстройство, пост-травматическое стрессовое расстройство, навязчивые мысли и действия, простые фобии. А также может быть использован во время психотерапии обычных случаев, без каких-либо расстройств, но сопровождающихся чувством тревоги.

Основные этапы психотерапии тревоги

Итак, когнитивные психологи установили, что людям с чрезмерной тревогой и тревожными расстройствами свойственны следующие особенности:

  • Непереносимость неопределенности
  • Позитивные убеждения относительно тревоги
  • Негативная ориентация на проблемы
  • Когнитивное избегание

Буквально несколько слов подробнее об этих характеристиках чуть ниже, а пока скажу, что психотерапия по протоколу на основе Лаваля должна затрагивать все эти характеристики по очереди.

Непереносимость неопределенности

Более детально про эту особенность всех тревожных людей я уже писала в статье «Непереносимость неопределенности: а что если я — исключение из правил».

Тревожные люди не выносят неопределенность в любом виде. Они, как аллергики, чрезмерно чувствительны и чрезмерно бдительны к неопределенности, и реагируют даже на малейший намек на неопределенность. «Да, — думают они, — шансы 99,5%, что ничего не произойдет, но а вдруг! Ведь не 100% точно.» И их тревога сохраняется.

Также тревожные люди реагируют чрезмерной тревогой на небольшие события в жизни — то есть сила чувства тревоги не соотносится с «масштабом катастрофы».

Читайте так же:
Ночной энурез у женщин 40 лет

Для того, чтобы справиться с непереносимостью неопределенности, люди используют следующую стратегию: они пытаются продумать и спроектировать наперёд все возможные последствия неприятной ситуации. Пытаются «просчитать» и учесть все возможные негативные исходы. Поскольку жизнь — это многомерные события, ежеминутно может все поменяться, подобная затея — пытаться учесть все исходы — заведомо обречена на провал. Как результат — тревога.

Подобная стратегия сопровождается мыслями типа «что если, потому что клиенту кажется, что это якобы проясняет ситуацию дя него и уменьшает количество неопределенности. Однако же, все происходит ровно наоборот — размышления на тему «что если?» только увеличивают количество возможных исходов, и поэтому увеличивается и неопределенность. Результат — тревога.

Итак, на первом этапе КПТ тревожных расстройств, необходимо проработать непереносимость неопределенности у клиента. В помощь терапевту могут быть использованы тесты типа Непереносимость неопределенности или ему подобные. Проработка ведётся путём прохождения теста, обсуждения результатов теста, с помощью сократовского диалога и прочих стандартных методов работы в КПТ.

Позитивные убеждения относительно тревоги

Как ни странно это не звучало бы, но все тревожные люди убеждены, что их тревога им чем-то обязательно полезна, нужна или выгодна, что у тревоги есть какая-то положительная функция. При этом многие даже не отдают себе в этом отчета, и, если их спросить напрямую «Чем вам может быть выгодна ваша тревога?«, они не найдут что ответить, или будут даже убеждать вас, что тревога совершенно не выгодна, не нужна и даже опасна для здоровья. Однако, есть один момент. Никто в здравом уме никогда не будет делать что-нибудь, будучи уверенным в бесполезности, во вреде, в отсутствии выгоды от этого делаемого. Что бы кто ни делал, всегда будет объяснение «Я сделал это из лучших побуждений, я хотел как лучше» — и ведь это действительно так!

Поэтому еще раз повторюсь — у всех клиентов с тревожным расстройством есть позитивные убеждения относительно своей тревоги. Кому-то она якобы помогает повысить мотивацию. Кому-то другому кажется, что тревожась сегодня, ты подготавливаешься к неприятностям завтра и будешь меньше психовать. Кто-то третий скажет, что беспокойство помогает найти наилучшее решение и позволяет не выглядеть беспечным и с наплевательским отношением. Это все необходимо проработать с помощью сократовского диалога, потому что подобные убеждения иррациональны и не помогают улучшить качество жизни. Задача на этом этапе — сделать из скрытых и безусловных иррациональных убеждений явные, условные и рациональные 🙂

Если клиенту не очевидно, какую конкретно выгоду он находит в своей тревоге, можно использовать тест типа Why Worry, в котором ответы клиента могут быть отсортированы по типу выгоды.

Негативное отношение к проблемам

У всех тревожных людей есть своеобразное отношение к возникающим проблемам: проблемы кажутся им гипертрофированными, похожими на катастрофу и с очень высокой вероятностью. Практически с гарантией, что самый ужасный исход обязательно случится.

Кроме того, людям с тревожным расстройством свойственно беспокоиться по поводу скорее не реальных проблем, а гипотетических. Их волнуют проблемы, которые могут случиться, а не те, которые, возможно, есть сейчас. В результате люди тратят на будущее время гораздо больше сил, чем на настоящее. При сильной выраженности тревожного расстройства может даже казаться, что ты постоянно «живёшь» в будущем времени.

Проблемы также кажутся нерешаемыми. Они возникают по вине самого человека, «сваливаются на голову» по причине «несчастливости», их чересчур много по сравнению с другими людьми, проблемы выглядят несправедливыми и пугающими. Ключевым аспектом такого негативного отношения к проблемам является убежденность клиента, что он не в силах справиться с проблемами: не умеет, не в состоянии, слишком слаб, недостаточно умён, не вполне здоров и т.д.

Такие клиенты плохо оценивают свои способности решать проблемы. С другой стороны, у них сильное чувство личной ответственности за все происходящее, поэтому, немудрено, что попав в подобные «тиски» — с одной стороны неспособность решать проблемы, а с другой — сильное чувство ответственности — клиенты начинают испытывать сильнейший дискомфорт и напряжение, и, как следствие, ещё большую тревогу.

Читайте так же:
Магний в6 при ночном энурезе

Соответственно, все эти убеждения необходимо «вытаскивать», делать явными и обсуждать их с помощью сократовского диалога или других техник. Что касается навыков решения проблем, то необходимо научить клиента компонентам этого навыка:

  • Определение проблемы
  • Формулировка целей для ее решения
  • Выработка альтернативных решений
  • Выбор и применение решений
  • Оценка эффективности примененного решения

При генерализованном тревожном расстройстве негативная ориентация на проблемы может попросту прерывать процесс её решения, не позволяя человеку даже начать что-то делать.

В процессе обучения навыкам решения проблем, нужно обращать внимание на свойственные клиенту способы принятия решения: либо они принимают решение слишком быстро, наобум, как бы пытаясь быстрее скинуть проблему с плеч долой, при этом не обращая внимание на разные обстоятельства. Зачастую такие решения оказываются опрометчивыми. Либо они принимают решения слишком долго (если вообще принимают): они изучают ситуацию со всех возможных сторон, раздумывают над обстоятельствами, советуются с огромным количеством людей — и, в итоге, так и не могут принять никакое решение.

После того, как установлен предпочтительный способ, нужно учить клиента делать наоборот: тем, кто принимает решения быстро, нужно учиться делать это медленнее, а тем, кто склонен подолгу тянуть с принятием решения, необходимо учиться принимать решения быстро, «как в воду прыгнуть».

Самое важное: не погружаться в частности

тревожное расстройство психотерапия

Самый главный аспект психотерапии тревожных расстройств заключается в следующем: стараться не рассматривать содержимое тревоги клиента. Потому что в этом случае есть опасность «захлебнуться» в потоке разнообразнейших тревог, каждая из которых представляется нерешаемой. Каждый новый день будет приносить новый поток тревоги. Стоит, казалось бы, успешно обсудить с клиентом партию беспокойных мыслей о его здоровье, как в следующий раз клиент предъявит новую партию беспокойств о финансах или об отношениях.

Объектом для обсуждения, рассмотрения и в конце концов психотерапии является сам процесс мышления и реагирования, а не его содержимое. Это нужно обговорить с клиентом в самом начале, чтобы не было недопонимания. Любые «утекания» во время сессии в содержимое нужно мягко, но настойчиво останавливать и обращать внимание клиента на процесс, которые происходит у него в голове в этот момент. Такой взгляд «сверху» на тревожное расстройство позволяет существенно облегчить состояние клиента уже с первых встреч.

Когнитивное избегание

Под этим термином понимается особенность клиентов с чрезмерной тревогой применять разные штуки, чтобы быстро избавиться от тревоги. Чаще всего, они используют следующее:

  • Переключение с образов на слова (потому что слова внушают меньше страха, чем образы)
  • Подавление беспокоящих мыслей
  • Замена тревожных мыслей на нейтральные или позитивные
  • Использование отвлечения для прерывания тревоги
  • Избегание ситуаций, которые могут спровоцировать тревожные мысли

Поскольку в результате применения этих техник все-таки удается временно снизить тревогу, то получается, что применение как бы положительно подкрепляется. В следующий раз клиент вспомнит, что уже «успешно» справлялся со своей тревогой, к примеру, переключаясь на что-то другое. Однако, в долгосрочной перспективе эти техники вызывают только ухудшение состояния, потому что они не уменьшают частоту возникновения тревоги и её силу. Только наоборот, поскольку клиент так и не получил возможность проверить, чем закончится его тревога, в следующий раз ему только станет хуже.

Последствия чрезмерной тревоги

Деморализация и бессилие, депрессия, потеря интереса к жизни, потеря удовольствия в жизни — вот типичные ощущения при генерализованном тревожном расстройстве. Поэтому лечиться нужно обязательно! Чем раньше начать, тем быстрее и легче всё получится. Успехов!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector