Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»
Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, ее часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счет. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребенка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют ее простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объем изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная, подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребенку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

Читайте так же:
Детский тенотен от ночного энуреза

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива»создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

Суть процесса адаптации первоклассников

Столкнувшись с необходимостью ежедневно посещать школу, все первоклашки переживают. Им непросто ориентироваться в новом пространстве, правилах, взаимоотношениях. Требования подчиняться непривычным и сложным установкам могут вызывать внутреннее сопротивление, препятствующее успешному обучению. Выражаются они по-разному:

  • гиперподвижностью, суетливостью;
  • стремлением привлечь больше внимания;
  • скованностью;
  • рассеянностью;
  • застенчивостью;
  • психосоматической симптоматикой: повышением температуры, вялостью, головными или мышечными болями.

Со временем обстановка, одноклассники и учителя становятся детям хорошо знакомыми, уровень стресса постепенно снижается, уступая место эмоциональному комфорту, однако возможны обстоятельства, замедляющие адаптацию. Среди них:

  • отсутствие навыков общения в коллективе;
  • давление учителя;
  • индивидуальные особенности мышления;
  • конфликты со сверстниками или взрослыми.

Любой негатив на первом этапе способен привести к снижению самооценки, успеваемости, дезадаптации и резкому неприятию школьной атмосферы вообще. Динамическая диагностика своевременно определяет наиболее вероятные риски и дает основания для разработки индивидуальных программ коррекции.

Читайте так же:
Заговоры для лечения ночного энуреза у детей

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:

Компоненты адаптацииЭмпирические характеристикиМетодики
Физиологическая подстройка организмаОтсутствие заболеваний в период адаптацииОпрос родителей
Отсутствие психосоматической симптоматикиАнализ медицинской статистики
Способность организма к энергозатратамПроективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”
Освоение способов и приемов новой деятельностиУсвоение программы обученияЭкспертная оценка учителя
Эмоциональное принятие новой социальной ситуацииЭмоционально положительное восприятие процесса ученияОпрос родителей
Методика “Домики”
Эмоционально положительное отношение к учителюМетодика “Домики”
Эмоционально положительное отношение к себе в новой ролиМетодика “Домики”
Опрос родителей
Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассникамиМетодика “Домики”
Опрос родителей

Виды и сроки адаптации

Детские психологи традиционно выделяют следующие виды адаптации:

  • организационная — способность ребенка привыкнуть к новому режиму, правилам поведения и задачам;
  • учебно-мотивационная — первоклашка начинает понимать, зачем ему нужна учеба и в буквальном смысле учится учиться;
  • психологическая — ребенок приобретает опыт поведения в различных ситуациях, в том числе конфликтных, начинает воспринимать себя как ученика, а не малыша-детсадовца;
  • социальная — формируется навык адекватной коммуникации с учителями и одноклассниками.

«Родителям важно знать, что в среднем период адаптации первоклассника к школе занимает от трех недель до полугода», — предупреждает наш эксперт.

Продолжительность адаптации зависит от многих условий. Усугубить адаптацию, например, может следующее:

  • новые стрессы (переезд, рождение в семье еще одного ребенка, развод родителей, смерть близкого);
  • школа с очень сильной программой;
  • возраст ребенка (только 10% детей готовы идти в школу до 7 лет);
  • низкая самооценка ребенка;
  • эмоционально нездоровая обстановка в семье;
  • сильные физические или интеллектуальные дополнительные нагрузки.

То, насколько легко и безболезненно пройдет период привыкания к новым условиям, зависит от:

  • правильного выбора школы и учителя, который по темпераменту подходит вашем ребенку;
  • здоровых, доверительных и легких отношений между всеми членами семьи;
  • уверенных и спокойных родителей — если у мамы или папы был свой негативный школьный опыт, то его необходимо проработать с психологом;
  • наличия в семье качественно проведенного времени между ребенком и родителями по отдельности на постоянной основе;
  • грамотно организованного процесса обучения.

Правильная адаптация к школе важна для будущей учебы

Советы психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Как подготовить малышей к учебе, приучить их к новой обстановке, ответственности и жизни в коллективе, «АиФ-Новосибирск» рассказала детский и семейный психолог Екатерина Рахметова.

Стартовал новый учебный год — особенно напряженный для первоклассников и их родителей. Как подготовить малышей к учебе, приучить их к новой обстановке, ответственности и жизни в коллективе, «АиФ-Новосибирск» рассказала детский и семейный психолог Екатерина Рахметова.

Как правильно психологически подготовить первоклассника к новому образу жизни?

Обычно у первоклассника уже есть опыт нахождения в социальном коллективе вне семьи – это может быть детский сад, спортивные секции, развивающие кружки. Школа будет следующей ступенькой, и подготовкой к ней может служить рассказ родителей, совместный просмотр и обсуждение фильмов и мультфильмов на школьную тему, игра со взрослыми или сверстниками «в школу». Игра хороша тем, что будущий школьник может попробовать разные стратегии поведения, выработать для себя какой-то план, скорректировать свои ожидания.

Читайте так же:
Болезнь старых людей деменция

Чего нужно избегать родителям при таких совместных занятиях:

  • Излишней тревожности. Если вы, напряженно вглядываясь в глаза первокласснику, будете говорить, что урок длится 40 минут и все это время надо сидеть (а про себя думать: «А ты у меня такой непоседа!»), то ребенок считает ваше состояние как небезопасное, и будет сам тревожиться по поводу школы. В таком случае адаптация будет затруднена, много энергии уйдет в страхи.
  • Нотаций, запугивания. «Надо хорошо учиться! Надо слушаться учителя! Будешь плохо учиться, пойдешь работать дворником!» Бедный ребенок еще не видел школы, а уже начинает ее не только бояться, но и ненавидеть.
  • Негативного настроя. «Ну вот, скоро школа, кончилась твоя и моя свободная жизнь!» Надо ли говорить, что поймет из этого ребенок?

Для детей важно подбирать правильные мультфильмы.

Важно родителям уяснить простую истину – школа нужна, что ребенок получил знания и навыки. Не стоит драматизировать, относиться к школе, как к Голгофе или Небесному суду, месту, где он должен доказать свое право на уважение и прочее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, завести друзей, если он от природы очень стеснительный?

Все дети разные. А друзья и хорошие оценки бывают не только у самых бойких.

Родитель может помочь тем, что не будет особенно тревожиться на эту тему, а, зная такую особенность своего ребенка, не будет на него давить.

Хорошо бывать вместе на мероприятиях, где много других детей – это могут быть праздники, соревнования, мастер-классы. Важно давать ребенку поддержку и выбор: «Тут классно и весело. Мы можем постоять у стенки и посмотреть, но если ты захочешь и будешь готов, в любой момент ты можешь принять участие в том, что происходит.»

Если ребенок стесняется первое время, а потом идет на контакт и получает удовольствие от общения, можете устроить детскую вечеринку на вашей территории – это придаст уверенности малышу, он будет чувствовать себя в безопасности и не станет тратить силы на адаптацию к новому месту, сможет легче контактировать с другими.

Также о такой особенности ребенка можно сообщить педагогу, попросить первое время учитывать это при общении на уроках. Как правило, учителя идут навстречу пожеланиям родителей, так как заинтересованы в успешности учебного процесса.

Что делать, если в классе у ребенка возникают конфликты?

  • Если ребенок по приходе из школы жалуется на одноклассника, что тот отвлекал его во время урока или не давал поиграть в свой телефон на перемене, то будет достаточно простого разговора — с целью научить, как можно справляться с такими ситуациями.
  • Если ребенок стал замкнутым, его одежда и/или содержимое рюкзака грязные и порванные, если вы увидели синяк (и это было не один раз), то это повод наведаться в школу и составить разговор с педагогом. Конечно, предварительно обсудив произошедшее с ребенком. Важно пресечь ситуацию травли, когда один или несколько учеников выбирают жертву и начинают планомерно издеваться над ней. Ребенок один не справится, травля – симптом коллектива и возникает при попустительстве взрослых.
  • Если ребенок служит источником конфликтов в коллективе или с педагогами, то это повод обратить внимание на то, что же такое с ним происходит. Зачастую младшеклассник не в силах сообщить о своих проблемах напрямую, он сигналит плохим, протестным и конфликтным поведением. Если самим выяснить и устранить причину не удалось, стоит обратиться к психологу.
  • Если у ребенка конфликт с педагогом, то опять же, вмешательство родителей необходимо – понять причину и попытаться договориться с обеими сторонами. В особо тяжелых случаях эффективнее перевести ребенка в другой класс, к другому учителю – в ситуации конфликта и недоброжелательного отношения со стороны педагога процесс обучения успешным не будет.
Читайте так же:
Сиделки с проживанием для больных деменцией

Обучение происходит в точке интереса. Ребенок должен быть спокоен, исключена ситуация стресса. Что это означает? Изначально любой ребенок хочет быть успешным, он хочет нравиться значимому взрослому (будь то родитель или учитель). Если ребенку рассказать о том, что от него ожидают, и он способен это дать, то он будет стараться соответствовать.

Сложности начинаются от нереалистичных ожиданий: семилетний ребенок не способен все свои силы направлять в учебное русло – по природе своей он старается познать этот мир, адаптироваться к нему, что вовсе не ограничивается уроками и домашними заданиями. Плюс – все дети разные. Неудача в школе — не повод вешать на ребенка ярлык неуспешности, на ваши с ним отношения не должны влиять оценки и отзывы учителей. Самая худшая ситуация, когда ребенок оказывается между двух огней – с одной стороны пилит школа, с другой – родители. Ребенок замыкается и уходит в протест, из этой ситуации очень тяжело будет выйти. Не пережмите с воспитанием в угоду учебному процессу – это и неэффективно, и ведет к ухудшению отношений с ребенком.

Теплые, доверительные отношения с родителем, похвала за успехи (кому-то ради тройки надо трудиться изо всех сил, если эти старания не отметить, мотивация падает) создает правильную атмосферу для прилежной учебы.

Во время самоизоляции можно не только сохранить, но и улучшить семейные отношения.

До школы понаблюдайте за своим ребенком – насколько ему удается в разных играх соблюдать правила, как он реагирует на ситуацию проигрыша, сколько времени он может уделять одному занятию, как реагирует на ваши просьбы и запреты. И, в соответствии с увиденным, корректируйте свои ожидания по поводу школьной дисциплины.

Важно понять, что именно трудно дается ребенку. Кому-то поможет визуальная таблица с перечнем дел, кому-то — занятия по будильнику, кому-то занятия с нейропсихологом (особенно дислектикам, дисграфикам и детям с СДВГ). И абсолютно всем будут полезны подбадривания, вера, похвала, готовность помочь, да и просто обнять – со стороны родителей.

Читайте так же:
Деменция как вид умственной отсталости

Важный вопрос. В норме адаптация занимает 2-3 месяца, хорошо бы на это время не планировать никаких других дополнительных занятий для ребенка. Дать возможность отдыхать и играть после школы, в первом классе домашних заданий быть не должно. Если к ноябрю-декабрю первоклассник научился сидеть на уроках, рано вставать каждое буднее утро, если сохраняет бодрость и хорошее настроение большую часть дня, то можно думать о дополнительных занятиях (спортивных секциях, кружках). Не забывайте о том, что у каждого ребенка должно быть свободное время безо всяких занятий – не менее часа в будний день, в выходные – больше.

Битва за "домашку"

Вопрос домашних заданий — родительская боль.

В начальной школе их быть не должно, но они есть. На выходные — задают. На лето — список книг.

— Битва за "домашку" — настоящие подвиги родителей, полностью погруженных в процесс, и настоящие страдания детей, — соглашается Марьяна Безруких. — В начальной школе задания лучше выполнять, если рядом есть взрослый, который может объяснить, подсказать, причем хорошо бы в том же ключе, что объяснение учителя на уроке. Но редкий родитель так сможет. В итоге у взрослого — раздражение, у ребенка — несоответствие, ведь "Марьиванна объясняла не так", слезы, крик.

Почему не надо покупать умные часы

Хотя умные часы позволили нам сделать выводы о своем образе жизни и здоровье, а заодно побудили многих следить за этими вещами, рост популярности этого гаджета дорого нам обошелся. Это вызвало волну беспокойства среди пользователей, которые стали патологически зацикленны и склонны переоценивать каждое предупреждение со своих носимых устройств.

Доктор Линдси Росман, клинический психолог и доцент кафедры кардиологии Университета Северной Каролины, говорит, что в ее клинике наблюдается рост числа пациентов, обеспокоенных информацией, которую они получают от своих умных часов.

Цифровой детокс

Понаблюдайте за поведением ребенка. Заметили, что у детей портится настроение после того, как они увидят или услышат новости по телевизору или посерфят в Интернете? Это говорит о губительном влиянии переизбытка информации. Для неокрепшей детской психики такой поток информации может быть очень губительным.

Постарайтесь не смотреть телевизор в присутствии ребенка или переключайте на другой канал, когда начинаются новости. Убедите ребенка в необходимости проводить меньше времени за гаджетами. Вы и сами знаете, как инспекция своего аккаунта в соцсетях приводит к тому, что вы узнаете, сколько людей заразилось и сколько умерло от коронавируса. Колонка о ковиде есть в каждом приложении, поэтому ребенок все равно будет на нее натыкаться во время пребывания в Интернете.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector