Vladey-soboy.ru

Владей Собой
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психогимнастика для детей дошкольного возраста

Психогимнастика для детей дошкольного возраста

Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Дети на занятии психогимнастикой

Психогимнастика и основные сведения о ней. Комплекс упражнений и игр по данной методике для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Джон Готтман про эмоциональный интеллект ребенка

Существует немало книг, посвященных развитию эмоционального интеллекта ребенка. Среди них – книга Джона Готтмана с одноименным названием. Она по праву считается «настольной».

По мнению автора, эмоциональное воспитание – это способность родителей правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним об этом.

Джон Готтман Эмоциональный интеллект ребенка

Книга учит обсуждать такие вопросы открыто. Прочитав ее, родители лучше понимают, как помочь ребенку справляться с трудностями. Часто после этого они становятся лучшими друзьями для своего чада.

Поведенческая терапия

Методы поведенческой терапии основаны на учениях об условных рефлексах русских ученых В. Бехтерева и И. Павлова, а также исследованиях американских психологов Д. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. На основе этих трудов впоследствии сформировалась теория бихевиоризма, которая говорит о том, что поведение человека во многом определяется тем, какая модель его поведения чаще подкрепляется извне.
В основе поведенческого подхода лежит идея о том, что проблемы в жизни человека и возможные симптомы психических расстройств появляются из-за неверно сформированных навыков поведения. А значит, изменив их, выработав совместно с психологом полезные навыки, можно изменить и качество жизни клиента. К устоявшимся паттернам, то есть моделям поведения, относят также реакции со стороны гормональной и вегетативной систем, то есть организм конкретного человека отвечает на стресс определенным образом.
В ходе терапии поведение человека изменяется при подкреплении желаемой модели и отсутствии подкрепления нежелательной, вследствие чего изменяются эмоциональные реакции человека, и стереотипы мышления становятся более адаптивными. Этот процесс осуществляется по определенному плану:

  1. Оценка изначального состояния клиента и выявление ситуаций, в которых его поведение носит неадаптивный характер;
  2. Составление списка проблем и градация их по тяжести, важности и степени эмоционального влияния;
  3. Постепенная замена сложившихся стереотипов поведения на адаптивные;
  4. Научение человека выявлять разрушающие паттерны поведения и самому с ними справляться.
Читайте так же:
Гормоны отвечающие за состояние тревожности

Поведенческий подход по аналогии с когнитивным применялся для решения проблем и симптомов, беспокоящих человека непосредственно в настоящий момент.
В чистом виде поведенческая терапия практически не используется для работы со взрослыми. В то же время при работе с детьми применяются многие техники из арсенала бихевиоризма. Например, можно выделить отдельное направление в коррекционной работе с особыми детьми (аутизм, РАС, умственная отсталость и другие особенности поведения) – АВА – прикладной анализ поведения.
В современной практике используется когнитивно-поведенческая терапия, объединившая в себе подходы когнитивной и поведенческой терапий, которые до определенного этапа развития психологической науки существовали отдельно.
Объединению подходов в 1980-х годах способствовали ученые А. Лазарус, М. Махони и Д. Мейхнбаум. Именно они дали научное обоснование новому психотерапевтическому направлению — когнитивно-поведенческой терапии.
КПТ сочетает в себе методы и техники каждого направления и тем самым повышает эффективность психологической терапии, а также делает возможным лечение более широкого спектра расстройств.

Методы работы

Психокоррекция предлагает широкий спектр приёмов, направленных на решение ранее перечисленных задач.

Если необходимо скорректировать взрослого, применяют:

  • методы, основой которых является психоанализ;
  • оперантно обусловленные приёмы;
  • гуманистическую работу;
  • экзистенциальное направление;
  • гештальт-коррекцию.

При взаимодействии с детьми выбирают:

  1. Куклотерапию. Технология предполагает, что клиент создаёт своими руками куклу и как бы оживляет её. Он даёт ей имя, рассказывает свою историю от её лица, использует куклу как персонажа, переживающего те или иные ситуации.
  2. Психодраму. Помогает нормализовать эмоциональный фон коллектива. Группа людей проигрывает определённый сценарий, в котором у каждого участника своя социальная роль.
  3. Психогимнастику. Упражнения из этой категории направлены на выработку коммуникативных навыков, преимущественно приёмов невербального общения (интерпретация чужих жестов и мимики, приемлемое выражение собственных эмоций).
Читайте так же:
Изменение почерка при деменции

Перечисленными методики психокоррекция не ограничивается. В арсенале психологов также терапия играми, сказками, книгами, рисунками, танцами, музыкой.

Чтобы психика была в порядке, была возможность жить в гармонии с собой, необходимо вовремя избавляться от негативных мыслей и эмоций. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».

Нейрокоррекция для детей: упражнения дома для начинающих в зависимости от возраста

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

По следующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения ее представлены ниже.

Обратите внимание! Количество заданий, которые можно использовать, достаточно большое.

«Речка-берег»

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

  1. Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
  2. Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
  3. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
  4. Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.

«Мама-робот»

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

  1. Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
  2. Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.
Читайте так же:
Деменция в 25 лет причины

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Упражнения для нейропсихологической коррекции

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.

Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

Упражнения для нейропсихологической коррекции

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

Читайте так же:
Тревожность у детей как психическое состояние

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector