Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительская тревожность: откуда она берётся и как с ней бороться

Родительская тревожность: откуда она берётся и как с ней бороться

Родительская тревожность: откуда она берётся и как с ней бороться

Клинический психолог и консультант «Фоксфорда» Лариса Осинкина рассказывает, как тревожность родителей влияет на ребёнка и можно ли справиться с ней самостоятельно.

Кстати, это вполне может стать первым шагом к ответу на вопрос, как же все-таки найти общие интересы с ребёнком.

Возможные причины

Девочка прислонилась лбом к школьной доске, на которой написаны примеры

Тревожность у детей, которая появляется при хождении в школу, может развиваться под воздействием определенных факторов. К ним относят:

  • неподходящее физическое пространство, в котором вынужден находиться ребенок, например, когда стены в школы окрашены в цвет, который вызывает раздражение;
  • сильные перегрузки по учебе;
  • неоправданные ожидания родителей, оказание давления на ребенка, когда он не достигает нужных высот;
  • плохие взаимоотношения с педагогом, непринятие ребенка в школьном коллективе, в частности, сверстниками;
  • невозможность ученика осваивать школьную программу;
  • необходимость перехода в новый класс, знакомство с новым коллективом.
  1. Учебные перегрузки достаточно часто влияют на развитие тревожности. Научно доказано, что у детей, которые прозанимались в школе полтора месяца, значительно снижается работоспособность. Вследствие чего и развивается волнение и тревожность. Ребенок также перегружается на протяжении обычной школьной недели, когда имеет место повышенная нагрузка. Считается, что продолжительность урока также влияет на развитие тревожности. Установлено, что первые 30 минут занятия ученик собран, заинтересован, работоспособность на нормальном уровне. В последние 15 минут он уже не может сидеть спокойно.
  2. Проблемы с освоением программы. Иногда детям трудно освоить материал, который предлагает современная школьная программа. Далеко не каждому ученику под силу выполнить все, что от него требуется в школе. Ситуация может осложняться слишком сложной программой, например, когда ребенка переводят в гимназию или в класс с углубленным изучением определенных предметов. Случаи, когда уровень развития ребенка не соответствует программе. При наличии педагогической некомпетентности у учеников младших классов может иметь место синдром хронической неуспешности.
  3. Очень часто завышенные требования родителей к успеваемости ребенка вызывают тревожность у отпрыска. Мама с папой хотят видеть в своем сыне или дочери отличника. В ситуации, когда ребенок не может справиться с их ожиданиями, у него появляется тревожность, он переживает, волнуется, понимает, что огорчит своих родителей. У школьника может иметь место внутриличностный конфликт. И хорошо, если ученик способен соответствовать ожиданиям своих родителей, даже если раньше у него что-то не получалось, вытягивает себя, улучшая свои показатели. Но беда в том, что у учителя может сложиться стереотип, что этот ребенок двоечник и он никогда не станет ставить ему отличных оценок, как бы тот не старался.
  4. Сложные отношения с педагогом также нередко могут влиять на возникновение тревожности. Педагог может оскорблять своих учеников и даже применять физические наказания. Также может использоваться рассуждающий методический стиль ведения занятия, когда учитель одинаково требовательно относится ко всем детям и тем, кто преуспевает в учебе, и к тем, кто является более слабым. Такой педагог нетерпим даже к самым незначительным нарушениям дисциплины, допускаемые ребенком ошибки приводят к оцениванию его личности. В классе у такого учителя дети боятся подходить к доске, отвечать на уроке, бояться совершить ошибку. Также могут иметь место ситуации, когда педагог выделяет одного ученика среди всего класса, отмечает его успешность, указывает на отставание других учеников. Также может иметь место обратная ситуация, когда внимание концентрируется на одном ученике, но при этом его не хвалят, а наоборот оскорбляют и принижают на глазах всего класса.
  5. Нередко тревожность развивается перед контрольными, экзаменами. Когда на ребенка возложена большая ответственность, он должен показать, как усвоил материал, что осталось у него в голове. Такой ученик будет сильно волноваться, переживать, справится ли он со своей задачей, получит ли нормальную, достойную оценку. Ситуация может усугубляться, если школьника наказывают дома за плохие результаты на уроках, в частности, на контрольных.
  6. Переход в новую школу может, как придать сил, стать мотиватором для учебы, так и развить тревожность, а иногда и сильный стресс. Когда ребенок попадает в новый коллектив, где вокруг много незнакомых детей, которые между собой уже перезнакомились, он начинает волноваться по поводу того, как его примут. В ситуации, когда дети не воспринимают нового ученика, а если имеет место буллинг в школе, тревожность будет развиваться ускоренными темпами, а желание посещать школу пропадет.
Читайте так же:
Как принимать отвар укропа при энурезе

Сложности при диагностике

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

выявление тревожности у дошкольников

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

выявление тревожности у дошкольников

Как понять, что у ребенка повышенная тревожность

В помощь родителям — небольшой тест для самодиагностики. Прочитайте эти утверждения и подумайте, насколько они характерны вашему ребенку. Обратите внимание и на степень выраженности каждого пункта. Единичные проявления ни о чем не говорят, а вот регулярные случаи, да еще и с тенденцией к усугублению, указывают на проблему.

Итак, повышенная тревожность присутствует, если ребенок:

  • боится всего нового, неизвестного;
  • напряжен, скован, остро реагирует на любую неприятную мелочь;
  • не уверен в себе;
  • быстро устает;
  • рассеянный, совершает бессмысленные действия;
  • склонен к негативизму, видит в людях и событиях только плохое;
  • пассивен, апатичен, его трудно чем-то увлечь;
  • плохо реагирует на критику;
  • испытывает чувство вины даже в тех случаях, когда объективно не виноват;
  • критикует других людей за малейшую оплошность;
  • жалуется на плохие мысли, страшные сны;
  • плохо спит, засыпает с трудом;
  • часто плачет;
  • не может переносить ожидание (например, в очереди);
  • избегает любых трудностей
Читайте так же:
Развитие координации и ритмизации движений при заикании

Как помочь подростку при повышенной тревожности

В домашних условиях родители могут попробовать выполнить с ребенком задание, которое выделит и подкрепит его уверенность, а также приглушит страх перед каким-либо действием.

Например, вы не можете уговорить ребенка начать заниматься тем или иным делом. Попросите его вообразить себя маленьким ребенком, который способен на те или иные действия гораздо в меньшей мере, чем он. Как пример, не научился считать, писать или по-просту не знает алфавит. После пусть вообразит себя ребенком, для которого под силу решение этого задания. Таким образом, он убедится, что он способнее неумехи и если приложить усилия, то он справится с заданием.

Также помогите разобрать такие нюансы как «могу» и «не могу». Попросите ребенка объяснить самому себе, в чем является его неспособность и после выделить то, что на данный момент он может сделать. Покажите то, как близко он приблизится к результату, приложив старания. Объясняя при этом ребенку, что каждый в силу своей индивидуальности может не всегда справиться с каким-либо заданием, но если прилагать усилия то можно достигнуть желаемого результата.

Помощь такому ребенку может быть разнообразна. И если не смотря на хороший микроклимат в семье, а также старания родителей, повышенная тревожность продолжает беспокоить ребенка (подростка), обращайтесь за помощью к психологу, психотерапевту. Эти специалисты помогут решить психологические проблемы у вашего ребенка, и тревога уйдет, а на его устах снова появится улыбка! Но если у подростка будут оставаться вышеуказанные болезненные проявления — обращайтесь к психиатру. Не надо бояться. Только специалист может по-настоящему помочь в решении проблемы!

Признаки тревожного состояния

Тревожность может выражаться не только в эмоциональных ощущениях, но и на физическом уровне. При наступлении очередного беспокойного состояния человек может ощущать:

  • Проблемы с концентрацией внимания, рассеянность;
  • Усталость;
  • Суетливость;
  • Жажду;
  • Озноб;
  • Потливость;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Головокружение;
  • Недостаток воздуха;
  • Боль в мышцах по всему телу;
  • Боль в области солнечного сплетения;
  • Ощущение кома в горле.
Читайте так же:
Диагностика тревожности детей раннего возраста

Когда приступ стихает, симптомы исчезают, но остается усталость, растерянность и слабость. При повторении нескольких таких приступов стоит обратиться к психологу, который поможет расшифровать симптомы, их связи с эмоциональным состоянием, стрессами, переживаниями, проблемами или событиями.

Как снять страх перед школой?

Стратегия помощи тревожным детям заключается в том, чтобы вывести все переживания на поверхность. Спросите своего ребенка, о чем он беспокоится. Обнаружив причину страхов, легче предпринять меры для борьбы с этим состоянием. Здесь очень важно работать над проблемой совместно с ребенком, показывать готовность помочь, не лишив его ответственности.

Как снять страх перед школой

Designed by jcomp/Freepik

Здоровый сон

Волнение и тревога могут повлиять на сон. Хороший сон очень важен для того, чтобы справиться со стрессом. Некоторые дети настолько обеспокоены, что не могут уснуть ночью перед школой или встают намного раньше будильника.

Предложите ребенку выпить немного теплого молока вечером, оно провоцирует высвобождение гормона триптофана, который помогает уснуть. Прочитайте сказку, которая может быть даже немного скучной. Мягкое освещение и приглушенная музыка помогают настроиться на отдых. Натуральные лекарственные препараты ( валериана, мелатонин) тоже способствуют спокойному сну.

Тревожность по утрам

Тревога может проявляться в виде болей и спазмов в животе, а также в повышенной раздражительности по утрам. Стакан теплой воды натощак поможет снять желудочные спазмы. Не поддавайтесь на уговоры и не позволяйте детям оставаться дома без веской причины. Оставаясь дома, они ещё больше погружаются в свои переживания.

Переживания на листе бумаги

Попросите ребенка написать или нарисовать свои переживания на листе бумаги, прочитать их вслух, а затем разорвать на части и выбросить. Таким образом он избавляется не только он листков бумаги, но и от своих переживаний.

Читайте так же:
Пансионат для больных деменцией малаховка

Кроме того, положительный эффект оказывает ведение журнала тревог. Письменное изложение тревог дня с заключением в виде позитивных мыслей помогает разорвать порочный круг негативного мышления.

Наглядный пример

Иногда родителям в первую очередь нужно решить собственные психологические проблемы: тревоги взрослых могут передаться детям. Будет полезно разобраться в своих переживаниях, чтобы не переносить их на детей.

Обычно маленькие дети испытывают тревогу перед школой в связи с разлукой, особенно если они не посещали детские сады или лагеря. В этом случае следует провожать их в школу, сопровождая до классного кабинета.

Если описанная ребенком проблема распространена, стоит найти фильм или мультфильм об этом. Наглядный пример часто приводит к простым решениям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector