Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьный невроз: причины, проявления

Школьный невроз: причины, проявления

Школьный невроз

Психология ребенка

Условия жизни современных детей отличаются от условий жизни предыдущих поколений. Они значительно лучше. Их потребности постоянно стремятся удовлетворить, очень часто родители стараются сделать абсолютно все для них, окружая полным достатком. Несмотря на подобные позитивные аспекты, у детей очень часто встречается невроз. В его основе заложены обратимые нарушения, произошедшие в нервной системе. Они происходят из-за каких-либо травмирующих психику событий, носящих как временный, так и постоянный характер.

Рассмотрим один из наиболее распространенных нервозов, настигающий детей в раннем возрасте, то есть школьный.

Международный неврологический журнал 3(7) 2006

Авторы: Т.П. Калашникова, Ю.И. Кравцов, Кафедра неврологии педиатрического факультета Пермской государственной академии, Россия

Версия для печати

В статье обобщены результаты проспективного исследования школьников, страдающих расстройством приобретения школьных навыков. Среди клинических проявлений у данной группы детей выявлено доминирование дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, и дис¬графии, связанной с расстройством фонематического восприятия. Продемонстрирован устойчивый характер дисграфии: у 57% учащихся ее проявления сохранялись на протяжении всего обучения в младшей и средней школе. Отмечена взаимосвязь между динамикой дисграфии и наличием различных проявлений речевого дизонтогенеза у детей и отягощенным наследственным анамнезом по дисграфии и другим речевым расстройствам у ближайших родственников. Наличие только перинатального поражения центральной нервной системы, по полученным результатам, нельзя считать единственным и наиболее значимым фактором в генезе дисграфии.

школьники, нарушение речи, дисграфия.

Проблема трудностей приобретения школьных навыков у детей с сохранными сенсорными системами и интеллектом на сегодняшний день достаточно актуальна. Новые технологии обучения, изменение ритма жизни и системы ценностей в обществе, высокий процент перинатальной патологии, обусловливающей незрелость высших корковых функций, наличие речевых расстройств у детей, соматическая ослабленность — эти и другие факторы влияют на процесс адаптации к школе и процесс обучения. В МКБ 10 подобные нарушения выделены в рубрику «Расстройство развития школьных навыков» (F81).

Базовыми для всего последующего образования ребенка являются навыки чтения и письма. Дисграфия и дислексия могут как встречаться изолированно, так и вплетаться в сложную клиническую картину, часто являясь проявлением дезинтеграции деятельности мозга и расстройства системной организации психических функций. По данным различных авторов, задержка развития школьных навыков встречается у 10-25% учащихся общеобразовательных школ [2-5]. Большинство исследований по проблемам дисграфии, дислексии, дискалькулии проведено в рамках логопедических, психологических, нейролингвистических подходов [5-7].

Целью нашего исследования явилось изучение динамики клинических проявлений дисграфии и дислексии в процессе обучения детей в младшей школе, выделение прогностических критериев их развития.

Верификация вида дисграфии осуществлялась в соответствии с классификацией, разработанной в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена [1].

Унифицированное динамическое неврологическое и логопедическое обследование осуществлялось у 161 ребенка (105 мальчиков и 56 девочек) с 1 по 5-й класс общеобразовательной школы 1 раз в год. У всех школьников диагностированы те или иные виды дисграфии (табл. 1).

Читайте так же:
Невроз или сам себя накручиваю

Артикуляционно-акустическая дисграфия выявилась у 49 школьников, что составило 30,43%. Этот вид дисграфии обусловлен расстройством фонематического восприятия, в основе которого лежит неверное звукопроизношение. Близкой по механизму образования, а следовательно, и не менее редкой оказалась акустическая дисграфия, которая выявлялась у 73 детей (45,34%). При этом устная речь оставалась сохранной. Ошибки в процессе письма в том и другом случае проявлялись в замене букв по фонематическому признаку (сон — сом, морковь — моркоф), страдало обозначение мягкости согласных (соль — сол, лужа — люжа). Достаточно часто встречалась замена гласных букв, даже в ударной позиции.

Наиболее распространенным оказался вид дисграфии, обусловленный нарушением языкового анализа и синтеза, встречавшийся в 113 наблюдениях (70%). При этом искажалась звуко-буквенная структура слова, проявляющаяся пропусками гласных (кровать — крвать), добавлением букв (юла — йулуа), перестановкой букв в слове и их заменой (коршун — кошрун, окно — онко). Встречалось слитное написание предлогов, слов в предложении либо раздельное написание корня и других частей слова (на парте — напар-те, известный — из вестный).

Оптическая дисграфия занимала четвертое место среди всех вариантов дисграфий. Она выявлена у 28 учащихся (17,39%) и проявлялась заменой графически сходных букв (х — ж, б — д, и — ш). Этот вариант дисграфий обусловлен недоразвитием зрительного гнозиса и пространственных представлений.

Наименее распространенной оказалась аграмматическая дисграфия, выявляемая у 9 детей (5%) из двуязычных семей. При этом имелось рассогласование предложных конструкций, чисел существительных и т.д.

У части обследуемых школьников отмечалось два варианта дисграфий. Доминировало сочетание дисграфий анализа и синтеза либо с акустической (46 учащихся — 28,6%), либо с артикуляторно-фонематической (26 детей — 16,1%).

В процессе проспективного исследования выявилось достаточно устойчивое проявление дисграфий у учащихся. Положительная динамика в течении дисграфий выявлялась лишь у 69 (42,9%) школьников и заключалась в снижении количества ошибок при письме, нормализации почерка, улучшении оценок по предмету. У 92 (57,1%) пациентов степень выраженности дисграфий оставалась прежней. До 3-4-го класса характер и число ошибок оставались неизменными.

У значительной части школьников — 106 наблюдений (65,8 %) — нарушение письма сочеталось с дислексией. Характер ошибок в процессе чтения изменялся и зависел от этапа обучения. Для первоклассников наиболее характерным оказалось расстройство слогослияния, которое выявлялось у 63 детей (59,4%). Реже встречались замена букв (30 наблюдений — 28,3%), изменение направления чтения — справа налево (10 пациентов — 9,4%), перестановка слогов и несогласованность окончаний. Во 2-м классе доминировали субстантивные ошибки — замена и перестановка букв, несогласованность окончаний (52 наблюдения — 50,9 %). В последующие годы обучения отмечался низкий темп чтения. Прогноз дислексии оказался более благоприятным. Положительная динамика к концу младшей школы имела место у 89,6% детей. В процессе наблюдения отмечалось исчезновение ошибок, увеличение темпа чтения.

Читайте так же:
Невроз если постоянно слезы всегда хочется плакать

Нами была предпринята попытка выделить факторы, влияющие на клиническую динамику дисграфии.

Перинатальное поражение центральной нервной системы на первом году жизни, преимущественно гипоксически-травматического генеза, было диагностировано у 53,4% школьников, страдающих дисграфией. Среди клинических вариантов перинатального поражения центральной нервной системы доминировал синдром двигательных дисфункций, который регрессировал к концу восстановительного периода. Сопоставление аналогичных показателей в группах сравнения, включающих школьников с синдромом вегетативной дистонии и здоровых детей, не выявило статистически значимых различий по факторам перинатального риска, частоте и характеру клинических проявлений перинатальной патологии на первом году жизни. Однако обращал на себя внимание высокий процент задержки внутриутробного развития в анамнезе у школьников, страдающих дисграфией (22% детей).

Таким образом, сам факт наличия перинатального поражения мозга мы не можем рассматривать как единственный и наиболее значимый для дальнейшего формирования расстройства развития школьных навыков у детей.

Дальнейший анализ полученных данных выявил сопряженность формирования дисграфии с нарушением речевого развития у детей в раннем возрасте и отягощенным наследственным анамнезом по этой патологии.

Девиация речевого онтогенеза проявилась в задержке становления экспрессивной речи. Достоверно чаще у пациентов с дисграфией выявлялась моторная дисфазия различной степени выраженности (22% наблюдений). Кроме того, типичным оказалось нарушение звукопроизношения в дошкольном возрасте у учащихся с дисграфией. В подавляющем большинстве наблюдений (90%) расстройство звукопроизношения было обусловлено наличием легких форм дизартрии, преимущественно псевдобульбарной. Только у 10% детей выявлялась дислалия, чаще механическая. У части детей моторная дисфазия сочеталась с дизартрией, то есть имелось как поражение речевых зон лобных отделов коры больших полушарий, так и парез мышц артикуляционного аппарата. Топика поражения повлияла на патогенез дисграфии. В результате первичное расстройство артикуляции обусловило вторичное нарушение формирования фонематического восприятия, что в дальнейшем стало основой развития артикуляторно-фонематической дисграфии, а функциональный дефицит коры лобных долей повлиял на становление лексико-грамматического строя речи, процессов языкового анализа и синтеза.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости ранней коррекции речевых расстройств у детей, которую можно рассматривать как одно из направлений профилактики расстройства развития школьных навыков. Однако анамнестические сведения указывают, что специализированную логопедическую помощь получал лишь 31% детей с нарушениями речи.

Существенно повлияли на развитие дисграфии наследственные факторы (коэффициент корреляции составил 0,67). У школьников с нарушениями приобретения навыков чтения и письма наличие дисграфии у ближайших родственников встречалось в 3,5 раза чаще (26% наблюдений), чем у родственников детей с неврозоподобным синдромом либо с синдромом вегетативной дистонии. Почти в 5 раз чаще в семьях детей с дисграфией имелось расстройство звукопроизношения у взрослых — 11,7%. В группах сравнения число таких наблюдений составило 1,9% (дети с синдромом вегетативной дистонии) и 2,5% (дети с неврозоподобным синдромом).

Читайте так же:
Отделение неврозов пнд в нижневартовске

Из 51 пациента с отягощенным наследственным анамнезом положительная динамика выявлялась лишь у 16 детей, что составило 31,4% наблюдений. Стойкие проявления дисграфии у этих учащихся отмечались в 68,6% случаев (35 школьников).

Таким образом, преобладающей среди расстройств развития школьных навыков является дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза в сочетании с акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической. Клинические проявления дисграфии имеют устойчивый характер, особенно у детей с задержкой формирования экспрессивной речи, дизартрией и отягощенной наследственностью по дисграфии. У 65,8% учащихся дисграфии сопутствовала дислексия, которая имела более доброкачественное течение и у 89,6% учащихся регрессировала к 3-му классу.

Полученные результаты помогают выделить критерии ранней диагностики расстройства развития школьных навыков. К ним относится совокупность следующих факторов: отягощенный наследственный анамнез по дисграфии и нарушению речевого развития, задержка формирования фразовой речи и расстройство звукопроизношения в дошкольном возрасте, наличие характерных нейропсихологических синдромов.

1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, 1995. — 385 с.

2. Дыскин А.А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии // Педиатрия. — 1996. — №5. — С. 83-88.

3. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: проблемы диагностики и лечения // Соц. педиатрия. Выпуск 1, посвященный 5 Международному украинско-баварскому симпозиуму. — Киев, 2001. — С. 301-305.

4. Калашникова Т.П., Корюкина И.П., Кравцов Ю.И. Неврологические и нейропсихологические проявления школьной дезадаптации // Российский педиатрич. журнал. — 2001. — №1. — С. 13-15.

5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб., 1997. — 284 с.

6. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей. — М, 1983.

7. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.

Хулиганство для привлечения внимания

Для учеников младших классов внимание и одобрение учителя – принципиально важный момент. Если ребенок никак не может добиться позитивного внимания (хвалят всегда других) учебой, он может попытаться делать это смешными, как ему кажется, выходками. А что, с родителями или бабушкой это срабатывает!

Иногда ребенок хочет привлечь внимание не учителя, а сверстников. Провоцирование конфликта с учителем он считает проявлением бесстрашия и даже отваги. После такого «подвига» можно претендовать и на лидерство в детском коллективе!

Наконец, привлекать внимание нелепым кривлянием может ребенок, который никак не вписывается в новую социальную среду, не знает, как продемонстрировать новым товарищам свою ценность. Он предпочитает быть школьным клоуном, чем совсем уж «пустым местом».

” Грамотный и опытный педагог легко нивелирует такие конфликты сам, зачастую даже не привлекая родителей. Однако если противостояние зашло далеко, непременно потребуется деятельная помощь родительского сообщества и даже школьного психолога.

Выберите методы и приемы развития познавательных интересов. На уроках можно применять все то, что способно пробудить воображение, фантазию, критичность ума и расширить кругозор ребенка. Например:

  1. craft,
  2. нестандартные задачи, требующие нестандартного решения,
  3. сочинения,
  4. опыты и эксперименты,
  5. наблюдения,
  6. проекты.
Читайте так же:
Что такое психоз у подростков

Craft

Все, что сделано руками, задействует мелкую и крупную моторику и воображение, действует и на развитие познавательного интереса. На уроках, и в том числе уроках английского, не отрываясь с детьми от изучаемой темы сделайте оригами: рубашку при изучении одежды, лягушку при изучении животных и любые другие поделки.

Прекрасные идеи вы можете найти на ресурсе Pinterest, например, канал Picture Book Crafts & Activities.

Развитие познавательных интересов младших школьников

При этом крафты не обязательно должны быть сложными. С помощью бумажной тарелки, цветной бумаги, клея-карандаша и игрушечных глаз изготовьте с детьми забавные вещи, особенно хорошо получаются животные: жираф, слон, морской котик. Придумайте вместе с учениками и оформите классную комнату к празднику, Хэллоуину или Рождеству.

Нестандартные задачи

Задачи на логическое мышление, головоломки хорошо работают и на развитие интереса. Их можно найти в этом задачнике или любом другом пособии. Например:

  1. Кирпич весит фунт и полкирпича. Сколько фунтов весит кирпич?
  2. Из A в B и из B в A на рассвете (одновременно) вышли навстречу друг другу (по одной дороге) две старушки. Они встретились в полдень, но не остановились, а каждая продолжала идти с той же скоростью. Первая пришла (в B) в 4 часа дня, а вторая (в A) в 9 часов вечера. В котором часу был в этот день рассвет?
  3. У Васи сестер на 2 больше, чем братьев. На сколько у Васиных родителей больше дочерей, чем сыновей?

Сочинения

Придумывание историй — то, что пробуждает фантазию ребенка. Рассказы, сказки, истории, стихи могут быть в свободной форме, или в частично-свободной, когда ребенок подставляет свои идеи в готовый шаблон.

Опыты и эксперименты

В зарубежных школах этот предмет называется «наука», в российских — «окружающий мир». Но экспериментировать и подогревать познавательный интерес учеников можно на любых уроках.

Тонет или не тонет?

Дети любят все, что связано с водой. На уроках английского мы поступали следующим образом: брали таз воды и предметы разного веса и плотности (дерево, пластик, пенопласт, камень, бумага, ракушки и др). Опускали предметы на воду и смотрели, что тонет, а что нет. Если тонет, то насколько быстро. Старались понять, а почему так происходит и объяснить на английском.

Пузыри на морозе

Для этого простого опыта понадобятся мыльные пузыри и морозная погода. Выйдете на улицу с детьми и продемонстрируйте: при выдувании пузырь должен замерзнуть, покрыться тонкой корочкой льда, а при падении вовсе не разбиться, на нем появятся вмятины. Дети, в результате, будут удивлены и счастливы.

Читайте так же:
Боль в правом подреберье от неврозов

Вулкан

Это один из экспериментов, который мы чаще всего видели в сериалах и фильмах. Для создания вулкана понадобится картон, емкость, например, обрезанная пластиковая бутылка, сода, вода, уксус, краска и средство для мытья посуды.

Из картона нужно сделать конус с открытым верхом, он и будет горой. Его украсьте пластилином, или просто раскрасить. Затем в конус поместите емкость, в которой находится сода, красная краска, вода и капелька средства для мытья посуды. Все это, кстати, нужно хорошо перемешать. Затем позвольте детям налить в «жерло» вулкана небольшое количество столового уксуса. После чего произойдет реакция при соединении соды и уксуса, пузырьки газа вытолкнут «лаву» наружу.

Наблюдения

Очень важное и нужное качество даже во взрослой жизни — наблюдение. Мы многому учимся, просто наблюдая за природой, вещами, мыслями. Предложите детям вести дневник, где они будут фиксировать важные мысли за день.

Или посадите вместе растение, за которым будете наблюдать и записывать или зарисовывать происходящие изменения.

Проекты

Предложите детям найти решение проблемы. Актуально будет все, что связано с экологией и окружающей средой. Младшеклассники полны идей и легко смогут придумать проект зеленого города, раздельного сбора мусора, альтернативного способа добычи электроэнергии или воды в Африке, переезда на Марс. Кроме этого, они больше узнают о планете, мире, странах, культурах и нациях, а если проекты будут групповыми, то будут учиться работать в команде.

Советы родителям

Средний школьный возрастУчтите, что в период среднего школьного возраста Ваш ребенок не только критичен, но и подражателен. Именно поэтому подросток так легко копирует поведение своих сверстников. Внимательно следите за теми людьми, которые окружают Вашего ребенка. Ваш авторитет ослаблен, а манера копировать себе подобных может привести к тому, что подросток попадет в дурную компанию.

Также не следует пугаться, что в период среднего школьного возраста Ваш ребенок может выражать свои чувства и эмоции крайне бурно и даже аффективно. Признаками и предпосылками такого поведения являются:

  • упрямство;
  • эгоизм;
  • замкнутость;
  • уход в себя;
  • вспышки гнева;
  • гиперактивность;
  • крайняя критичность и даже самокритичность;
  • навязчивые идеи лидерства;
  • неоправданное чувство самодостаточности (в этом случае ребенок может убегать из дома);
  • ярко выраженное и агрессивное чувство протеста (в этом случае ребенок может убегать из дома).

Помните, родители, что как бы ни капризничал, ни бесился и ни поступал порой крайне неадекватно и нелогично подросток, все это нормальные проявления для периода среднего школьного возраста. Не надо навязывать подростку свои убеждения в приказном или ультимативном тоне. В конфликтных ситуациях Вы должны быть скорее серым кардиналом, который лишь направляет подростка в нужном и правильном направлении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector