Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления

Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления

BAby concentrating

Сегодняшняя статья посвящена проблеме детской агрессии.

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо или чему-либо.

Какие могут быть проявления агрессии у детей?

Злость и возмущение, которые выражаютсяв отчаянном плаче младенца, причина которых проста: не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — это реакция борьбы за выживание.

Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет.

Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к поведению ребенка, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье; непослушание, упрямство и др.

Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет могут быть связаны с ограничением его «исследовательского инстинкта», с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».

Драчливость у мальчика, плач, визгу девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.

У подростков-мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек — негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

Чем полезна агрессия?

В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни – это настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее разрушительных, асоциальных форм, и поощрение ее положительных проявлений, таких как целеустремленность, настойчивость, умение постоять за себя, сказать «нет» тому, что неприятно или вредно для ребенка

В чем причины детской агрессивности?

Агрессия может возникать в следующих случаях:

как реакция на фрустрацию — это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия;

как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;

как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (чаще всего поведение родителей или значимых взрослых, литературных, кино- и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Специального вмешательства требуют следующие типы агрессивности ребенка:

1. Ребенок старше пяти лет получает удовольствие, му­чая других детей и животных. Такой проявление встречается редко, но всегда требует специального лечения у психотерапевта и психолога.

2. Агрессивность гиперактивного ребенка. Такой ребе­нок беспокоен, агрессивен, все задевает его, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение его от­личается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным, а регулирование его – предметом забот врача.

3. Ребенок проявляет немотивированную, ничем не обусловленную агрессию, а воспитательные меры не помогают.

4. Агрессивное поведение детей с особенностями пси­хофизического развития.

Как предотвратить разрушительное проявление агрессивности у ребенка?

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь.

Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.

Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию — пусть он порезвится один или с приятелем; не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела – пусть его энергия расходуется в «мирных» целях (спорт, научные кружки, «мастерилки» ит.п.).

Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.

Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками — в совмест­ных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.

Не прибегайте к физическим наказани­ям!

Показывайте ребенку личный пример эффективного доброже­лательного поведения: не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений, разговоров о мести обидчикам и т.п.

«Лечение» агрессивности

Для коррекции агрессивного поведения детей годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка «испорченным». Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, неприятия ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет еще более трудным.

Если вам сложно справиться с агрессией ребенка, попробуйте обратиться за помощью к специалистам: врачам-психотерапевтам и психоневрологам, психологам, педагогам.

Основные выводы

От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, и чаще всего в страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.

Читайте так же:
Ритуал от заикания для детей

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»

Тревожный ребенок. Дошкольный возраст

На детской площадке ваш малыш не отходит от вас, все время держится за руку, прячется за вашу спину, боится играть с другими детьми, сторонится шумных игр, не может попросить у других понравившуюся игрушку. Не подходит к детям, боится с ними играть. На предложение взрослых покататься на самокате или роликах, говорит, что боится упасть. Новая игра может вызвать волну страхов и опасений: "Я не справлюсь", "у меня не получится", "мне будет больно".

Когда дошколенок находится дома, то старается держать близких, а особенно маму в "поле зрения". Ее уход, даже на кроткое время, может вызвать бурю негативных эмоций. В ожидании ее возвращения, малыш стоит под дверью и прислушивается к шагам, каждые 10 минут звонит ей на телефон или спрашивает у домашних, когда она вернется.

Смена привычной одежды на новую у таких детей – процесс крайне трудный. То же самое с питанием, привыкнув к одному и тому же рациону, они с трудом соглашаются на уговоры попробовать новые блюда или продукты. Строгий распорядок дня и "стабильность" дают таким детям ощущение спокойствия и комфорта. Любые новшества или отход от привычного уклада жизни создают дискомфорт, повышают тревогу. Они не терпят изменения планов и с большим трудом адаптируются к быстроменяющейся ситуации.

Тревожные дети часто придумывают определенные ритуалы и заставляют домочадцев им следовать. Они могут долго помнить, "застревать" на негативных переживаниях или неприятных моментах. Любое неосторожное слово или действие оказывает на них сильное впечатление. Например, фраза, сказанная воспитателем в детском саду о том, что нельзя опаздывать к началу завтрака, может вызвать реальную тревогу у малыша. Еще с вечера он будет по нескольку раз напоминать об этом маме, а утром ее торопить, боясь опоздать.

Телевизионные передачи со сценами агрессии и насилия, фантастические фильмы и "ужастики" у ребенка с высокой тревожностью отложатся надолго в памяти и могут вызвать ночные кошмары, трудности с засыпанием.

Тревожных детей вы не увидите на детском утреннике или на сцене школьного спектакля. Даже выученное на 5 с плюсом стихотворение они постесняются рассказать перед публикой.

Как правило, такие ребята испытывают проблемы в общении со сверстниками, не любят и избегают шумные, подвижные игры. В ответ на значимое событие у них возникают невротические реакции: тики (повторяющиеся непроизвольные движения мышц); вокализмы ("покашливания", "шмыганье" и т.д.); заикание и запинки в речи. В некоторых случаях появляются "неприятные" привычки такие как: обгрызание ногтей, сосание пальцев или предметов, накручивание (выдергивание) волос, энурез (недержание мочи).

Со временем, опасения могут трансформироваться в конкретные или беспричинные страхи. Ощущение опасности словно преследует ребенка: дома, в школе, на отдыхе. Ребенок может отказываться от походов в гости, посещения спортивных секций и творческих кружков. Посреди ночи прибегать к родителям, спать с включенным светом. Днем – невнимательный, рассеянный, напряженный. На этом фоне могут усиливаться вегетативные реакции: тошнота, рвота, боли неясного происхождения, скачки артериального давления. При медицинском обследовании, как правило, ничего серьезного не находят, а предложенная терапия дает лишь кратковременное снятие симптомов. Можно сказать, что тревожные дети имеют склонность к психосоматическим расстройствам.

Школьная пора

Подростковый возраст – пора серьезной перестройки всего организма. Гормональный "взрыв" сопровождается переоценкой ценностей и своего жизненного пути, социального статуса и места в обществе. Эмоциональные переживания усиливаются в разы, что может повлиять на настроение и стать причиной возникновения депрессии. Именно в это период родителям стоит обратить особое внимание на своего "малыша". Изменение привычек и режима дня-ночи; излишняя замкнутость, отгороженность, частая смена настроения; отказ от привычного круга общения и посещений школы; снижение успеваемости – первые "звоночки" на которые не стоит закрывать глаза, игнорировать, лучше вовремя обратиться за консультацией к специалисту.

В этот же период у подростка могут возникать панические атаки, которые сопровождаются чувством страха, вегетативными реакциями (учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, спазмами и т.д.).

Заметили, что у вашего ребенка вышеуказанные признаки носят устойчивый характер на протяжении достаточно длительного времени (около месяца) и стали влиять на качество жизни? Не бойтесь обратиться за консультацией к врачу или медицинскому психологу.

Ответственность, старательность, трудолюбие и перфекционизм

Стоит отметить, что тревожные дети бывают часто успешны в социальной жизни и добиваются значительных успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственные, старательные, трудолюбивые, добросовестно выполняют поручения, имеют склонность к перфекционизму. При своевременной коррекции и поддержке со стороны близких, они могут адаптироваться к повседневной реальности и не испытывать психологический дискомфорт.

Тревожный ребенок. Советы детского психолога

Постарайтесь создать ребенку стабильную среду, которая придаст ему уверенности и снизит излишнюю тревожность.

Читайте так же:
Эффективные лекарства от заикания для детей

Стоит заранее его предупреждать о каких-либо изменениях в планах. Неожиданные сюрпризы не нужны!

Давайте ему достаточное количество времени, чтобы адаптироваться, подготовиться к предстоящему мероприятию. Не спешите и не торопите!

Как правило, не работают советы типа:
"Не надо беспокоиться, переживать, все будет хорошо!". Поверьте, от этих слов ваш ребенок не станет меньше волноваться и тревожиться.

Как вести с ребенком 5–7 лет, который проявляет агрессию?

Если вы заметили в поведении ребенка в возрасте до 6–7 лет агрессию, а затем смогли выявить причину такого поведения, необходимо научиться правильно себя вести. Детскими психологами и педагогами разработан целый список рекомендаций, как правильно вести себя с агрессивным ребенком. Эти правила позволят не только не усугубить поведение детей, но и скорректировать его.

1. Не реагируйте на незначительную агрессию детей

Если дети проявляют агрессию, однако вы понимаете, что она неопасна и вызвана объективными причинами, наиболее разумно вести себя следующим образом:

  • сделайте вид, что не замечаете агрессию в поведении;
  • покажите, что вы понимаете детские чувства, произнесите фразу: «Я понимаю, что тебе неприятно и обидно»;
  • попробуйте переключить внимание ребенка на объект, далекий от объекта агрессии, предложите заняться чем-то другим, поиграть.

Агрессия детей, да и взрослых, может накапливаться, поэтому иногда нужно просто внимательно послушать, что до вас хочет донести ребенок. Кроме того, не забывайте, что ребенку в возрасте 5–6 лет критически нужно внимание взрослого, а значит игнорирование – мощный и эффективный способ коррекции поведения.

2. Оценивайте поведение ребенка, а не его личность

Сохраняйте спокойствие, разговаривайте твердым, доброжелательным голосом. Вам важно показать ребенку, что вы не против него, а против его агрессивного поведения. Не делайте акцент, что подобное поведение уже повторялось. Воспользуйтесь следующими фразами:

  • «Мне не нравится, что ты так со мной разговариваешь» – вы показываете свои чувства;
  • «Ты хочешь меня обидеть?» – вы показываете, к чему ведет агрессивное поведение;
  • «Ты ведешь себя агрессивно» – констатация неверного поведения;
  • «Ты ведешь себя не по правилам» – напоминание, что агрессивное поведение ведет к нарушению правил.

После приступов агрессивного поведения, с детьми нужно разговаривать. Ваша задача показать, что агрессия вредит больше всего самому ребенку. Обязательно обсудите поведение и агрессию, попробуйте вместе с ребенком представить, как было бы лучше поступить в подобной ситуации.

3. Держите собственные негативные эмоции под контролем

Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.

Если ребенок в 5-7 лет проявляет агрессию, постарайтесь сохранять спокойствие и дружелюбие. Ваша цель – гармония в семье, спокойный, послушный ребенок, а подобное не возможно без установления партнерских отношений между детьми или родителями. Поэтому не повышайте голос, не кричите, контролируйте собственные жесты. Стискивание челюсти, сжатые кулаки, хмурый взгляд – признаки агрессии, которых стоит избегать при общении с детьми. Кроме того, избегайте оценочных суждений о личности ребенка и его друзей, не пытайтесь читать нотации, и конечно, не применяйте физическую силу.

4. Позаботьтесь о репутации ребенка

Агрессия у детей часто приводит к моментам, когда детям сложно признать собственную неправоту. Может показаться, что ребенок в 5 лет маленький и еще ничего не понимает, однако это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать репутацию. Даже если ребенок не прав, постарайтесь не осуждать его публично, не показывайте окружающим своего негативного отношения. Порицание на публике мало эффективно и скорее всего станет причиной еще более агрессивных поступков.

Кроме того, учитесь идти на уступки. Когда вы узнали причину агрессивного поведения, предложите ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации, при воспитании детей 5–6 лет — это оптимальный вариант. В таком случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он подчиняется «по-своему», что скорее поможет исчерпать конфликт.

5. Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Вы всегда должны помнить, что когда дети 5 лет проявляют агрессию, вы должны пересилить себя и, что бы ни чувствовали, проявлять неагрессивную модель поведения. В моменты проявления детьми агрессивного поведения, выдерживайте паузу, не спорьте, не перебивайте. Помните, что иногда детям в моменты агрессии нужно провести немного времени в одиночестве, чтобы успокоиться. Давайте ребенку это время. И самое главное – жестами, мимикой, голосом выражайте спокойствие.

Мы уже говорили, что дети склонны перенимать поведение родителей. Дружелюбность и не агрессивность присуща детям от природы, поэтому они довольно быстро перенимают от родителей неагрессивную модель поведения.

Если вы будете придерживаться перечисленных правил, рано или поздно это поможет побороть агрессивное поведение у детей. Вы, однако, можете ускорить процесс, помочь ребенку 5–6 лет скорее избавиться от агрессии. Например, агрессия детей в некоторых случаях устраняется физической нагрузкой. Отдайте ребенка в спортивную секцию, чтобы он выплескивал лишнюю энергию. Если замечаете за детьми зачатки агрессивного поведения, попросите их рассказать о своих чувствах, предложите нарисовать эмоции или вылепить из пластилина. Это несколько отвлечет ребенка от злости и, возможно, раскроет в нем какой-нибудь талант.

Читайте так же:
Деменция у детей отличие от умственной отсталости

Таким образом, подводя итоги, можно сказать: самое главное при появлении признаков агрессии у детей, сохранять спокойствие, быть понимающим, ищущим компромиссы родителем.

«Трёхлетки отвечают на агрессию агрессией». Бывает ли буллинг в детсадах и как это связано со стрессом

Представители старшего поколения часто говорят о том, что трехлетние дети не могут испытывать стресс, однако современные родители считают иначе. В эфире «Радиошколы» мы вместе с доцентом департамента педагогики МГПУ Татьяной Савенковой попытались разобраться, как и почему возникает агрессия и тревожность у дошкольников.

Что такое «стресс» и почему он возникает

В наши дни слово «стресс» стало очень модным, и все что угодно могут списывать на стресс и на депрессию. Мы используем эти слова очень часто, зачастую не до конца понимая, что они значат. Например, когда говорим: «Я впала в депрессию, потому что села на диету». Но на самом деле мало кто задумывается о стрессе и его причинах до того, как с ним столкнется.

Говоря научным языком, стресс — это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. И дети подвержены стрессу ничуть не меньше, чем взрослые люди. С приходом ребенка в детский сад, на развивающие курсы или в другое дошкольное учреждение, в его жизни, как и в жизни его родителей, начинается новый этап — то есть стресс испытывают все.

Вообще, слово «стресс» используется для описания состояния человека в экстремальных условиях — на физиологическом, на психологическом и на поведенческом уровне. Чаще всего в повседневной жизни взрослые и дети испытывают стресс физиологический или психологический.

Психологический стресс можно разделить на информационный и эмоциональный

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках. То есть когда ребенок не справляется с задачей, не успевает принять какие-то верные решения. А эмоциональный стресс появляется в условиях угрозы, опасности или обиды — того, что касается эмоций. Именно его чаще всего испытывают дети, когда приходят в детский сад.

Стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное требование, не соответствующее тому, что он уже привык делать. Так как это требование необычно, у человека происходит адаптация к новой ситуации.

Как понять, что у ребенка стресс и сложности с адаптацией в детском саду

Про адаптацию все специалисты говорят, что она длится примерно три месяца. Но у кого-то адаптация может пройти незаметно, а бывают дети, которые вообще не могут привыкнуть к детскому саду. У ребенка нет социального опыта и навыков для того, чтобы как-то вести себя в новой ситуации. Он только что был дома, где были мама, папа — но неожиданно его отдали туда, где есть такие же дети (в современных государственных детских садах в группе может быть до 45 человек) и всего один воспитатель.

Если рассматривать адаптацию с точки зрения психологии, то в её начале рядом с детьми должны находиться и социальный педагог, и психолог, и, конечно же, воспитатели. Не зря в начале адаптационного периода — он обычно длится три месяца — работают два воспитателя на группу. Я знаю, что во многих садиках детей можно сначала приводить на час, потом на два, потом до обеда, потом на сон. Это тоже помогает успешной адаптации

Симптомы стресса есть как и у детей до двух лет, так и у детей от трех до пяти лет

Они немного разные, но в принципе похожи. И если вы видите такие симптомы — это повод для беспокойства. Трехлетки могут стать слишком требовательными, злиться после садика, или наоборот — испытывать эмоциональные всплески, когда вроде бы должны устать.

Еще в период адаптации у некоторых детей может наблюдаться «возвращение в детство», когда ребенок, например, находит свою старую пустышку и начинает ее сосать, чтобы успокоиться. Или непроизвольно ходить в туалет. Также могут возникнуть чрезмерные детские страхи. Ребенок может сказать: «Я боюсь уснуть, потому что я боюсь умереть». Где-то он это слово услышал и испугался.

Могут быть и частые вспышки внешней агрессии — к родителям, домашним животным, младшим братьям и сестрам, к дедушкам и бабушкам. Могут проявиться дефекты речи. Если ребенок не заикался до этого, или были какие-то незначительные нарушения, то сейчас они могут обостриться. Либо родители могут заметить повышение активности. Мы привыкли говорить, что если ребенок приходит из детского сада и все равно ведет себя очень шумно, то «они там весь день просидели за столом», или «они не выходили гулять». А на самом деле это один из признаков стресса.

Читайте так же:
Феназепам кто давал при деменции

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Прежде всего надо не бояться пойти к психологу, если вдруг вы заметили, что с ребенком стало твориться что-то невообразимое или он стал вести себя не так, как раньше. В детских садах есть психологи. Это очень хорошие и грамотные специалисты. Можно записаться к такому специалисту на прием и сказать: «Меня беспокоит поведение ребенка». Если в образовательном комплексе вам не удалось найти этого специалиста или у него нет времени, затягивать нельзя. Ищите психолога со стороны.

В том, чтобы отвести ребенка к специалисту, нет ничего страшного. Психолог соберет какие-то данные, сделает тесты, пообщается с ребенком и скажет вам, как себя вести, чтобы помочь ему в этом процессе. 80% детей хорошо проходят адаптационный период — он может длиться до или чуть дольше трех месяцев.

Как и почему может возникнуть агрессия у дошкольников

У маленьких детей агрессия соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истерикой, плачем ребенок часто испытывает родителей или других взрослых «на прочность» и проверяет, где та грань, через которую ему уже не позволят переступить. На самом деле, это очень непростое время для семьи. Первое, что хочется сделать родителю — наказать ребенка за такое поведение. Но этого делать нельзя. Можно сказать, что в этот период мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость — и если они отреагируют неправильно, поведение ребенка не изменится.

Поэтому взрослым, которые столкнулись с детской агрессивностью, стоит задуматься о её причинах. Агрессивное поведение часто имеет оправданные причины, которые мы можем не замечать. Например, страх. Родители могут не догадываться, чего именно боится ребенок в данный момент, или намеренно игнорировать его страхи.

Ребенок не перестанет бояться, если мы просто предложим ему перестать думать о том, что ему кажется страшным

Это нужно прорабатывать. Запреты тоже могут быть причиной агрессии. Допустим, ребенок недавно пошел в детский сад, а его родители решили, что именно сейчас он хочет стать профессиональным спортсменом. С шести до семи часов утра у ребенка тренировка, потом детский сад, его забирают сразу после обеда, без сна, и ведут на другую тренировку. Получается, у него нет никакого свободного времени — не только поиграть, но и подумать о том, что с ним происходит. Это тоже может привести к агрессивному поведению.

Еще одна проблема — ссоры между родителями. Ни в коем случае нельзя ссориться при детях. После этого ребенок начинает ждать только враждебности и нападения. В любой ситуации, когда он сделал что-то не так, он думает, что, раз папа стал ругаться на маму, когда она что-то сделала неправильно, на него папа тоже может закричать или даже ударить его. От родителей, которые постоянно ссорятся, ребенок будет, скорее всего, скрывать все свои ошибки, и это может превратиться в патологическое вранье.

Возможен ли буллинг в детском саду

Проблеме буллинга в последние тридцать лет уделяют все большее внимание. Но отечественными специалистами комплексное изучение этого явления не проводилось, оно рассматривалось как две части — агрессия и насилие. У нас принято считать, что этому процессу подвержены только школьники и подростки. На самом деле буллинг может начаться сразу после адаптации к детскому саду, когда у детей появляются друзья.

Чаще всего у дошкольников насилие проявляется спонтанно в отдельных акциях. Характерной чертой этого явления является непосредственность. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен продумать травлю. Он может не до конца осознавать свои действия и не задумываться о последствиях. То есть суперконфликтных детей, которые ведут себя всегда и беспричинно агрессивно, не бывает. Чаще всего, если ребенок ведет себя так, причиной для этого может поведение кого-то из семьи или какого-то иного авторитарного взрослого, чье поведение он начал копировать.

При этом, если говорить о стороне, страдающей от буллинга или агрессии, то у трехлетних детей даже нет возможности осознавать, что можно промолчать или не отвечать. Для них естественнее агрессивный ответ. Только в шесть-семь лет некоторые дети могут понять, что не надо драться, если тебя обижают, а можно встать и уйти.

Когда взрослый может вмешаться в детский конфликт

В определенном возрасте ребенок может начать вести себя в конфликте продуктивно — с 4-5 лет. До этого возраста конфликты лучше предотвращать взрослым. Но если говорить о спорах дошкольников, то они могут уже и зайти в конфликт добровольно, и выти из него. Однако если они не знают, как это сделать правильно, скорее всего, тихо решить проблему у них не получится. Чаще всего дети ссорятся в детских садах из-за того, что что-то не поделили, например, из-за игрушки.

Разговаривать с детьми о конфликтном поведении нужно и родителям, и воспитателям. Существует много игр и мультиков, направленных на продуктивное поведение в такой ситуации. Прежде всего нужно поймать момент начала спора, подойти к конфликтующим детям, взять объект, из-за которого они поссорились (или проговорить ситуацию, которая привела к спору), попросить высказаться обе стороны, рассказать об этой ситуации, чувствах и мыслях. После того, как вы разберете ситуацию, оба ребенка поймут, что некомфортно было обоим. И после этого можно искать компромисс, к примеру: «Давай сейчас он поиграет в эту игрушку пять минут, потом принесет ее, и вы будете играть по очереди». Если игрушка, из-за которой они ссорились, не одна, можно предложить детям поиграть вместе похожими игрушками.

Читайте так же:
Я вылечился от заикания с помощью

Полную запись интервью с Татьяной Савенковой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

повышенная тревожность

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

повышенная тревожность

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

  • Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Препараты и медикаменты

Лечение агрессии возможно как в домашних условиях, так и специализированной клинике. Однако любые мероприятия должны быть обговорены с компетентными специалистами. В ходе обследования врач установит причины и особенности проявления агрессии, изучит индивидуальные особенности пациента, разработает план реабилитации, в ходе которого могут вноситься некоторые поправки и корректировки.

Нередко для устранения симптомов используются не только традиционные методы терапии (тренинги, беседы, профилактические мероприятия), но и лекарственные препараты и медикаменты.

Длительность лечения определяется выраженностью и продолжительностью болезненной симптоматики, наличием или отсутствием критического отношения к приступам агрессивности у самого пациента, сопутствующими заболеваниями, психологическими и биологическими особенностями организма.

В качестве профилактических препаратов, которые человек может принимать самостоятельно, — витамины, настои трав, разнообразные БАДы, отпускаемые без рецепта. Употребление антидепрессантов или седативных препаратов без консультации со специалистом может привести к самым непредсказуемым последствиям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector