Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников


Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста
Тревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной. Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

  • постоянной подавленностью
  • насторожённостью
  • сложностью в установлении контактов
  • враждебным восприятием к миру
  • мрачным взглядом на окружающее
  • заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

  1. Наследственных особенностей нервной системы и характера.
  2. Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
  3. Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
  4. Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
  5. Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

  1. Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
  2. Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.

«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».

  1. Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
  2. Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
  3. Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
  4. Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
  5. Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
  6. Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
  7. Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).
Читайте так же:
Заикание в 4 года методы

Девочка держится за голову

Инцидент в одном садике

Мне позвонила мама четырехлетнего мальчика. Она была встревожена, от волнения долго не могла сформулировать, в чем проблема.

В садике ей сообщили, что сегодня с ее сыном произошел неприятный инцидент. Инцидент, как выяснилось, заключался в том, что мальчик снял трусики и демонстративно ходил вокруг своей одногруппницы, давая ей потрогать ту самую, «интересную штучку». Девочка рассказала все своим родителям. Теперь ее мама требует у родителей мальчика извинений, наказаний, поговорить и вообще сделать что-то со своим сыном, чтоб он не развращал других детей.

Наверное, в этом «инциденте» можно увидеть больше забавного, чем страшного. Если бы не то, что трое взрослых здесь оказались в тревоге, панике и непонимании. Мама девочки, мама мальчика и воспитательница.

Никто из них не знал, что делать, когда дети впервые проявили свою сексуальность. И к слову, история совсем не единична.

Примерно, 3-6 лет – самый «сексуальный» возраст. И когда наши дети в него вступают, мы часто не знаем, как правильно реагировать. Не смотря на то, что большинство родителей догадывается о том, что шила в мешке не утаишь и разговоров о сексе, половом развитии и сексуальной стороне жизни не избежать, попадая в подобные ситуации, мы все равно часто начинаем волноваться. Стараемся либо избежать общения, либо говорим непонятными детям словами, либо ругаем детей за «непристойности».

Здесь понятна и тревога родителей, и тревога воспитателя, который отвечает за безопасность детей. Вопросов много. С чего же начинается сексуальная безопасность? Что можно, а что нельзя? Каким должно быть сексуальное воспитание? Когда его начинать?

На некоторые постараемся ответить. Давайте начнем сначала.

Девочка изучает книгу

«Кто я: мальчик или девочка»: от года до трех лет

В этот период ребенок постепенно осознает свою половую принадлежность. Он начинает понимать, кто он – мальчик или девочка и что взрослые делятся на «дядей» и «тетей». Если полуторагодовалый карапуз может еще равнодушно относиться к тому, что взрослые неправильно называют его пол, то трехлетка – скорее всего уже будет сердиться.

Читайте так же:
Страхи и тревожность у детей с зпр

«Ой, кто тут у нас?» — игриво спрашивает бабушка у Ирочки, которой нет еще двух лет. «Что это у нас за хороший мальчик? Ты – мальчик?». Малышка смеется и мотает головой (нет), ей нравится игра, ей пока еще все равно какого она пола. Тем временем бабушка поворачивается к трехлетнему Илюше, желая продолжить шутку: «А это кто? Наверное, моя любимая девочка?». Но игра вдруг принимает неожиданный оборот: внук кидается на бабушку чуть ли не с кулаками. «Ты что – глупая? Я – мальчик! Мальчик!»

Трехлетка уже не только понимает свою гендерную принадлежность, но и принимает ее как единственно правильную. Мальчик начинает стремиться быть «как папа», девочка – «как мама». Именно с этого возраста уже важно, чтобы с ребенком проводил время и потихоньку включал в какую-то помощь родитель одного с ним пола.

Кроме того, малыша интересуют его половые органы, он начинает изучать их: рассматривать, трогать. Это нормально, если вы не будете специально заострять на этом внимание – это скоро пройдет.

О завершенности этой стадии сигнализирует четкое определение ребенком себя к тому или иному полу. На вопрос о том, кто он, ребенок отвечает: «я — мальчик» или «я — девочка».

Физические изменения и их влияние

Процесс физических изменений, возникающих при вступлении в подростковый возраст, называется — пубертат или период полового созревания. Этот процесс контролируется гормонами, синтезируемыми эндокринными железами, которые постоянно поступают в кровь. Резкое увеличение их выработки происходит в возрасте около 11 лет у девочек и 12–13 лет у мальчиков, хотя существуют значительные вариации в несколько лет (разница наступления пубертата между детьми одного школьного класса может быть до 5 лет). Заканчивается этот период у девушек к 16–17 годам, у юношей к 18–19 годам.

Читайте так же:
Народные средства от заикания у подростков

Биологическими признаками этого периода является: заметное ускорение темпов роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, таких как волосяной покров на теле, увеличение мышечной и жировой массы тела, рост гениталий, ломка голоса у мальчиков. Женский пубертат обычно начинается с развития груди и бурного роста тела, и только после этого наступает менархе (научное понятие, означающее первую менструацию, которая происходит в 12–13 лет). Первым признаком пубертата у мальчиков является увеличение яичек, появление лобковых волос и увеличение пениса. В среднем в возрасте 13,5 лет происходит спермархе (первая эякуляция). Бурный рост мальчиков начинается позже, чем у девочек и представляет собой более интенсивный и длительный процесс.

Чем характеризуется физическое развитие подросткаЦифрами указан диапазон начала наступления и завершения процесс. Цветовой градацией указана их продолжительность.

Интенсивный рост тела, обычно сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток словно заново учится управлять своим «новым» телом. В некоторой степени неуклюжесть вызвана тем, что интенсивный рост не всегда симметричен, поэтому одна нога или рука может быть временно длиннее, чем другая. Интенсивный рост сопровождается повышенным аппетитом, организм требует питательные вещества, необходимые для стремительных преобразований.

Высокая скорость, с которой происходят физиологические перемены, вызывает повышенный интерес к своей внешности, требуя осознания и принятия нового телесного «Я». Подростки постоянно сравнивают себя с другими людьми и с выдуманным идеалом. Обнаруживаемые различия ведут к росту озабоченности своим внешним видом, различия вызывают тревожность и неуверенность в себе. Мальчики обычно озабочены низким ростом и недостаточным развитием мускулатуры, а девочки — излишним весом и высоким ростом. Преждевременное половое развитие может вызвать некоторые преходящие трудности у подростков. Обладая взрослым телом, но детским сознанием, они не могут еще соответствовать определенным социальным ожиданиям.

Читайте так же:
Детский тенотен от ночного энуреза

Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, несовпадение своего физического «Я» с эталонами красоты — эти факторы имеют громадное значение для самооценки подростков. Подростки значительно чаще, чем люди других возрастов, становятся жертвами синдрома дисморфофобии. Это убежденность в наличии конкретного физического недостатка, когда некоторые несовершенства или особенности внешности превращаются в бред мнимого уродства (узкий лоб, нос искривлен «как у Бабы-яги», неправильная форма лица и т. д.)

В подростковом возрасте часто чередуются периоды повышенной активности — значительного роста энергии (повышенная возбудимость, шумливость, неусидчивость) и периодов повышенной утомляемости — снижение работоспособности и продуктивности (увеличивается число ошибочных действий, подросток не может стоять прямо, постоянно стремится на что-либо опереться, жалуется на отсутствие сил).

В целом, пубертат (половое созревание) и его гормональные влияния воздействуют на эмоциональное состояние подростков — перепады настроения и его неустойчивость. Однако биологические факторы не являются для подростков судьбоносными, и объяснять ими все особенности данного возрастного этапа не правильно. На поведение подростков влияют также социальная и экономическая среда, обстановка в семье и школе, отношения со сверстниками, социальные сети, мода и культура, внутренние факторы и индивидуальные особенности развития.

Как помочь ребенку преодолеть с пользой этот период? Ответ вы найдете в нашей статье о принципах развития ребенка в подростковый период.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector