Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание — причины, виды и симптомы, коррекция

Заикание – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи. Одновременно с этим заикание сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука. Синонимом заикания является термин логоневроз.
Заикание или логоневроз относится к нарушению ритмической организации речи, в развитии которого участвуют несколько факторов. В первую очередь – это слабость нервной системы, многочисленные психологические и даже психические проблемы, а также хронические вялотекущие патологии.

Функция речи

Механизм развития заикания

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи — одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него; нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Читайте так же:
Деменция как вид умственной отсталости

Нарушения речи

Гусейнова Камила Тимуровна

✓ Статья проверена медицинским экспертом

Подробнее о Гусейновой К.Т.

Что такое нарушения речи

Нарушения речи – это проблемы с двухсторонним обменом информации по средствам вербальной коммуникации при нормальном слухе и интеллекте. Патология включает в себя как неправильное произношение каких-то звуков, так и полную неспособность воспринимать или воспроизводить речь.

Независимо от возраста, в котором проявились нарушения речи, их можно и нужно лечить.

Виды и причины возникновения

Основная масса пациентов – это дети. У них причина кроется в наследственной предрасположенности, осложнениях при беременности и родах, малой подвижности губ и языка, неправильном прикусе зубов. Риск патологии повышается, если будущая мать болела вирусными заболеваниями при вынашивании ребенка.

Иногда причиной нарушения речи становится стресс, из-за которого диагностируются экспрессивные и импрессивные расстройства. К экспрессивным расстройствам относят недостаточное развитие речи, несоответствующее возрасту больного. Как правило, данный вид нарушений проходит самостоятельно и не требует лечения.

Если нарушение речи фиксируется у взрослых, то провоцирующим фактором становится инсульт, инфицирование мозга или опухоль.

На практике встречается три вида нарушений речи, среди которых ограниченный словарный запас, трудности с произношением длинных фраз, проблемы с пониманием и воспроизведением речи, например, заикание. Полный перечень нарушений речи:

  • Дислалия. Невозможно четко произнести некоторые звуки. Произношение напоминает детские звуки. Больной искажает слова или заменяет на другие слова, например, рак произносится как лак, при этом грамматических ошибок не допускает и правильно выстраивает предложение,
  • Ринолалия. Искажаются не определенные звуки, а речь полностью. Особенно сложно выговорить согласные и гласные звуки. Больной говорит в «нос», гнусавит. Его речь трудно понять,
  • Дизартрия. Из-за нарушений центральной нервной системы искажается речь в целом. У больного ограничена скорость речи, объем движений органов речи, мышцы лица неподвижны. Сбита интонация, звукопроизношение, голос, мелодия речи, дыхание. Заболевание лечится комплексно сразу несколькими специалистами,
  • Алалия. Больной полностью понимает собеседника, но не может ему ответить. Речь отсутствует частично и больной общается односложно короткими фразами (моторная алалия) или полностью (сенсорная алалия), поэтому он общается жестами и мимикой. Связано с недоразвитостью левого полушария мозга,
  • Логоневроз. Заикание связано с растягиванием гласных и повторении согласных звуков. У больного нарушена координация движений и дыхание. У детей заикание может быть полное или относительное, возникающее, например, при выходе на сцену,
  • Брадилалия (замедленный темп речи) и тахилалия (ускоренный темп речи). Больной запинается, повторяет и проглатывает некоторые слоги, непонятно произносит фразы. У него нарушается координация движений, повышается нервная возбудимость,
  • Дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтение) при патологиях речевого аппарата,
  • Афония. У больного недоразвит или изменен голосовой аппарат, поэтому его речь тихая и еле слышная.
Читайте так же:
Деменция этиология патогенез клиника

Симптомы

Нарушение речи

Нередко пациенты не обращают внимания на неправильно построенную речь собеседника, что приводит к ухудшению состояния. Родителям и близким следует заострить внимание, если при общении наблюдаются следующие признаки:

  • чересчур быстрая речь,
  • повышенное слюноотделение при произношении слов,
  • заикание и растянутость слогов,
  • скованные мышцы лица,
  • нечеткость слов, проглатывание окончаний,
  • чересчур медленное проговаривание слов,
  • замедленное выражение мыслей.

К какому врачу обращаться при нарушениях речи

К сожалению, речевые расстройства не проходит самостоятельно, поэтому к врачу нужно обратиться при любом расстройстве. В первую очередь нужна консультация невролога. По необходимости привлекаются и другие специалисты – нейрохирург, реабилитолог, логопед.

Укомплектованный штат врачей в Кунцевском лечебно-реабилитационном центре готов принять пациентов недалеко от метро «Молодежная».

Методы лечения

На приеме доктор обследует артикуляционный аппарат, проверяет рефлексы, выявляет нарушения психологического характера. По необходимости проводят МРТ или КТ головного мозга. На основе результатов диагностики устанавливает диагноз.

Нарушение речи

Стратегия лечения разрабатывается в соответствии с выявленным нарушением. Например, при заикании логопед проводит занятия в клинике по артикуляционной гимнастике и обучает родителей проведению терапии дома. В домашних условиях специальная дыхательная гимнастика и пение устраняет заикание.

Если диагностируется нарушение произношения в результате иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности языка и губ, то занятия со специалистом дополняются приемом медикаментов, определенными физиопроцедурами, лечебными ваннами, иглоукалыванием. Для улучшения мозгового кровообращения, нормализации обменных процессов в центральной нервной системе, нормализации давления и улучшения памяти назначаются лекарственные препараты.

При экспрессивных нарушениях речи положительно зарекомендовала себя транскраниальная микрополяризация. Метод снимает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию.

Результаты

Исходя из практики, нарушения речи легко поддаются коррекции. Быстрее всего результаты терапии заметны при лечении детей в раннем возрасте. Коррекция у взрослых требует больше времени.

Читайте так же:
Как лечить девочку 7 лет от ночного энуреза

Реабилитация и восстановления образа жизни

При лечении следует помнить, что коррекция речи – процесс медленный. После каждого занятия нужно повторять упражнение дома, перед зеркалом тренировать правильную постановку языка и губ

Мама будет Логопедом

Чтобы знать, с какого звука следует начать работу, нужно учитывать:

  1. Произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;
  2. Уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.

Согласные звуки Т, Д, Н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука Т к ТЬ, Д к ДЬ, Н к НЬ. Таким образом, выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т, то есть слоги АТЬ, ТЯ.По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ.

Во время работы со звуками Т, Д, Н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом

При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • Пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без, рассказ, чтение текстов в ролях, чтение фразы по одному слову, упражнения на выразительность речи, чтение через прорезь.
  • Интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.
  • Упражнения на преодоление дефектов внутренней речи, ответы на вопросы, составление плана ответа, математических задач, тестов.
  • Развитие слухового внимания: заучивание услышанных пословиц, четверостиший, а позже — небольших отрывков в прозе.
  • Работа над темпом речи: движения под счет, счет, сопровождающийся движением; проговаривание по слогам с отстукиванием, чтение под метроном.
Читайте так же:
Как самому избавится от тревожности

Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

Проговори проблему

О чем нужно помнить, обращаясь к логопеду
1. ОН НЕ СТАНЕТ НАД ТОБОЙ СМЕЯТЬСЯ. Поверь, в его практике наверняка встречались куда более сложные и запущенные случаи, чем твой.
2. ТЕБЕ НЕЧЕГО СТЫДИТЬСЯ. Ты взрослый человек, который хочет улучшить качество не только своей речи, но и жизни. Что в этом плохого? Многие известные актеры и телеведущие, даже не имеющие явных проблем с речью, занимаются с логопедом и не стесняются говорить об этом в интервью.
3. ВЫ ОДНА КОМАНДА. Логопед не меньше заинтересован в положительном результате занятий и сделает все, что от него зависит, чтобы тебе помочь. Не забывай только, что и ты должна ему помогать.
4. У ТЕБЯ ЕСТЬ ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ, И ИМЯ ЕМУ – ОСОЗНАННОСТЬ. Безусловно, переучивать всегда труднее, чем обучать чему-то с нуля. Но ребенку часто сложно понять, зачем его регулярно приводят в кабинет к незнакомой тетеньке, которая заставляет делать язык «чашечкой» или показывать, как «киска сердится». Взрослый же прекрасно знает, к какому результату стремится.
5. ЕСЛИ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ ИЛИ НОВАТОРСКИЕ МЕТОДЫ ТВОЕГО ЛОГОПЕДА, лучше найти другого специалиста. Часто бывает так, что в корне нарушения речи лежат психологические проблемы, которые лучше не усугублять.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector