Vladey-soboy.ru

Владей Собой
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание у детей. Почему возникает недуг

Заикание у детей. Почему возникает недуг?

Заикание у детей. Почему возникает недуг?

Проблема заикания все больше встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Почему оно возникает и возвращается после консультаций специалиста? Как может помочь семья в борьбе с этим недугом? На вопросы отвечает логопед-дефектолог центра психологической помощи «Отражение».

Почему появилась эта статья? Еще одна статья о заикании, наряду со многими другими, посвященными этому давно известному и достаточно широко распространенному страданию.

Заикание считается трудно излечимым, волнообразно протекающим недугом: то улучшается, то ухудшается. Правда, всегда находились отдельные специалисты, получавшие высокие результаты, но их работа была буквально на грани искусства и, к сожалению, спустя какое – то время, заикание у клиентов возвращалось.

Почему заикание возвращается?

Я – логопед, работающая после получения образования в детском саду, и среди прочих дефектов речи должна коррегировать заикание. «За плечами» — дефектологический факультет университета и владение методикой Устойчивой нормализации речи Л.З. Арутюнян (Андроновой), которая была моим учителем. Это методика в то время была уникальной. Казалось, все продумано. Есть возможность убрать судороги у ребенка, предложен новый стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Непосредственные результаты были хорошими. После свободной речи просто не верилось, что заикание когда – нибудь может опять вернуться. Но, к сожалению, встречая позже родителей этих детей, узнавала, что заикание, пусть уже в гораздо легкой степени, но возвращается. Поиски путей были продолжены.

Заикающиеся (как дети, так и взрослые) – это в большинстве своем люди с недостаточной самооценкой, с малой долей инициативы, самостоятельности и достаточно высокой сдерживаемой агрессивностью.

Выступая в роли ведомого, я постоянно снабжала своих клиентов «моральными костылями». Исключалась возможность перестройки себя с помощью собственных усилий. Сейчас мой клиент делит со мной ответственность за свои поступки и свою речь, потому что в методику коррекции заикания введен большой блок работы над собственным телом и над своими чувствами. Это важная психотерапевтическая работа.

Почему возникает заикание?

Мы создаем опоры не только на меня, но и на самого заикающегося. Потому что там, где нет ответственности за свой выбор, нет устойчивых положительных результатов. Психотерапия помогает нам выявить и осознать причины страха. Что за ним? «Каждый здоровый человек будет испытывать страх речи, — говорю я , — если у него возникает заикание. Ваш страх – страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект». Клиент получает и поддержку, и сталкивается с чем–то из своей жизни, что позволяет осознать причины и суть страха. И уже в процессе коррекции речи к этому вопросу можем не возвращаться.

Многие мои клиенты ведут дневники. Я с их разрешения хочу привести отрывки некоторых переживаний, которые помогут вам лучше понять внутренний мир заикающегося человека.

Из дневника К.,18 лет: «Перед произнесением фразы сначала необходимо обдумать, мысленно переставить слова с места на место, некоторые изменить или совсем убрать, т.е создать фразу в более легком произношении. Иногда бывает так, что она теряет свой смысл, но я этого не замечаю из – за долгого обдумывания. Стою в очереди за билетами, впереди меня человека три – четыре. Наблюдаю, как они обращаются к кассиру и замечаю, что некоторые ничего не говорят. Я это беру на заметку и делаю то же самое, но сам волнуюсь и думаю: « Вдруг она спросит и придется отвечать». Поэтому стараюсь мысленно представить примерный текст ответа, наиболее короткий и без трудных слов. Взяв билеты, начинаю разговор с человеком, которого хорошо знаю. Но волнение не проходит, и чем больше думаешь о своем вопросе, тем больше начинаешь заикаться и становишься более растерянным; дыхание сбивается, все мышцы в напряжении при выговаривании слов, лицо начинает искажаться и краснеть, возникает злость, становится как-то не по себе и стараешься быстрее закончить разговор…»

Отметим, что коррекция заикания вызывает поломку устоявшегося поведения. Заикающиеся считают заикание причиной всех своих бед. От излечения ждут «счастья и свободы», не осознавая что здоровая речь не может решить всех жизненных проблем. Хотелось бы, чтобы было понятно, что заикание не только мешает, но и помогает приспособиться к окружающему миру. Заикание – способ контакта, а не его прерывание.

Читайте так же:
Как не высовывать язык при заикании

Как семья может помочь в излечении от заикания?

Отдельно хочется выделить работу с семьей заикающегося. Если это ребенок, то родители обычно чрезмерно опекают его, находятся с ним в слиянии ( не понимают, где их желания и потребности, а где ребенка), лишают своего малыша ответственности за свое поведение, сдерживают его и свою агрессию. Обычно мамы на приеме говорят так : «Мы стараемся больше сами говорить, ему ведь тяжело» или « Я уже поговорила с учителем и решила все проблемы, пусть отвечает письменно, лишь бы речь стала лучше». И с новой силой увеличивается и без того сильная зависимость близких родственников и ребенка, что приводит к закреплению и развитию симптома.

Дорогие родители! Вы можете проследить и помочь вашему ребенку, анализируя вместе со специалистом очень важные моменты в треугольнике «вы – ребенок — заикание». Это можно сделать наблюдая:

  1. В каких ситуациях заикание вашего сына или дочери ухудшается или улучшается?
  2. Почему вы становитесь требовательнее и строже, когда ребенок начинает говорить лучше и становитесь мягче и податливее, когда состояние речи малыша вдруг изменилось к худшему?
  3. Что служит пусковым механизмом? Почему, например, на отдыхе заикание ослабевает или совсем проходит, а как только ребенок идет в школу или детский сад внезапно появляется?
  4. Как меняется ваше эмоциональное состояние, как меняются ваши отношения с близкими, с мужем (женой), когда малыш начинает заикаться?

И тогда появляется материал, с которым работаем в психотерапевтическом блоке коррекции заикания.

Как лечить заикание?

Несомненно, параллельно используются всевозможные дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения — импровизации, пение.

Хотелось бы остановится на бытующем среди логопедов мнении, что «большинство заикающихся не поддается терапии и заикание живет с ними на протяжении всей жизни». Это мнение получило широкое распространение на Западе, где существуют даже общества заикающихся, целью которых является их адаптация к окружающему миру, а девизом — фраза: « Для нас нет выбора заикаться или не заикаться, но мы можем выбирать, как заикаться». Это мнение высказывает и ряд отечественных специалистов, выделяющие особые формы заикания, для которых можно прогнозировать отсутствие выраженных эффектов терапии».

Специалисты говорят, что тяжелые формы иной раз излечиваются легче и надежнее.

Огромной помощью и поддержкой для заикающихся клиентов является аппарат « Монолог». Он имеет несколько функций: звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой. Эти функции способствуют снижению выраженной судороги, преодолению нарушений звукопроизношения, позволяют контролировать темпо – ритмическую и интонационно – мелодическую стороны речи.

Как выбрать логопеда?

Опыт коррекции заикания можно широко использовать в логопедической практике. Однако ее успешное применение требует довольно высокой подготовки. Работа логопеда сложна и уникальна. Она соединяет в себе качества педагога и врача в сочетании с психотерапией — мастерством эмоционального контакта с клиентом. Профессиональная интуиция и такт, подкрепленные знаниями и опытом, воображение и талант, в том числе талант к сопереживанию, умение «индивидуализировать» методику применительно к конкретным случаям, создавать новые приемы, образы и т.д вплоть до импровизации, прохождение личной терапии – вот основные составляющие того мастерства, без которых немыслим человек, занимающийся исцелением заикания.

Статья подготовлена логопедом — дефектологом – гештальт – терапевтом Специалистом центра психологической помощи «Отражение»

Принцип выбора методов физиотерапии при задержке речевого развития

Задержка речевого развития не всегда связана только с проблемами речевого аппарата, часто это проявления нарушений со зрением, слухом, нервной системой, это могут быть последствия негативного влияния во время внутриутробного развития, а также если была диагностирована натальная травма. Назначается физиотерапия при задержке речевого развития, если в раннем детстве ребенок перенес травмы или определенные вирусные заболевания, инфекции, и такие факторы спровоцировали осложнение.

Читайте так же:
Экспресс диагностика по выявлению уровня тревожности

«Не перегружайте ребёнка!» Почему малыши начинают заикаться

«Не перегружайте ребёнка!» Почему малыши начинают заикатьсяАнна Бабакина. Фото Анны Бессоновой

Заикание – нарушение плавности речи из-за запинок и спазмов речевой мускулатуры. Назвать это болезнью, пожалуй, нельзя. Но его воздействие на эмоциональное состояние человека может быть очень серьёзным. Многие заики вообще предпочитают молчать, чтобы их не посчитали неуравновешенными или глупыми.

Часто ли встречается заикание?

«Это, наверное, одно из самых загадочных нарушений. Феномен дефекта до сих пор не познан, – говорит логопед высшей квалификационной категории поликлиники № 2 Белгорода Анна Бабакина. – Специфика заикания в том, что оно начинается только в раннем возрасте – от двух до пяти лет, редко когда до семи. Статистика нашего региона не отличается от других. 2 % всех детей сталкивается с такой проблемой».

Если в речи ребёнка возникают запинки, то на это нужно сразу обратить внимание. Тревожность, плаксивость, позднее начало речи, быстрый темп, агрессивность – признаки предрасположенности к заиканию. Даже если оно ушло каким‑то образом при благоприятной обстановке, всё равно может случиться рецидив. И произойти это может в любом возрасте.

«В моей практике таких детей немного, – признаётся Бабакина. – Например, сегодня из 20 человек не было ни одного с заиканием. Весной и летом, когда дети перед детсадом и школой проходят медкомиссию, ко мне может прийти один человек в неделю. Зимой же родители редко приводят детей к неврологу и логопеду, в это время у меня может быть и один заикающийся ребёнок в месяц».

Почему дети заикаются?

Заикание всегда непосредственно связано с нервно-психическим состоянием ребёнка. А вот агрессивных, провоцирующих факторов, которые могут вызвать заикание, много.

В первую очередь – физиологические. Это может быть поражение нервной системы после родовой травмы, курение или употребление алкоголя матерью во время беременности, наследственная предрасположенность. К заиканию может вести травма головного мозга или изменения в нервной системе из‑за перенесённых болезней.

Насторожиться родителям стоит, когда дети с большим опозданием начинают говорить. Даже переучивание левшей в правшей тоже может вызвать заикание.

Второй ряд факторов – психологические. Это стрессовые ситуации, детские страхи, обида, желание привлечь к себе внимание родителей или окружения, сильный испуг.

Можно выделить и социальные факторы: чрезмерную строгость родителей в воспитании ребёнка и недостаточное внимание. Речь с придыханием, в быстром темпе, спешке тоже может перерасти в заикание.

«Ещё сейчас очень актуальна перегрузка ребёнка речевым материалом. Тщеславные родители начинают учить детей алфавиту с трёх лет, – объясняет логопед. – Дают непосильный речевой материал, к примеру «У лукоморья дуб зелёный», пропуская такие стихи как «Наша Таня громко плачет». Или учат детей говорить сразу на двух языках. Такая перегрузка тоже может вызвать заикание».

В практике Анны Анатольевны чаще всего встречаются дети, заикающиеся из‑за неблагоприятной наследственности, поражения нервной системы во время родов, после перенесённых серьёзных заболеваний.

Правда ли, что можно начать заикаться от испуга?

Страх действительно провоцирует заикание, но для этого должна быть предрасположенность. Если нервно-психическое состояние в норме и ребёнок не настолько возбудим и тревожен, то, как его ни пугай – салютами, взрывами, собаками, заикание не проявится.

Какое бывает заикание?

Допустим, вы бежите, и вдруг перед вами появляется пропасть. Один человек начинает переминаться на месте. Такова клоническая форма заикания – повторение звуков и слогов.

Другой человек резко останавливается перед пропастью и не может больше ничего сделать. Это напоминает тоническое заикание, которое считается более сильным, чем клоническое: наблюдаются длительные паузы, как перед началом речи, так и во время произнесения фразы.

Могут быть и смешанные формы.

Может ли начать заикаться взрослый?

Столкнуться с этой проблемой взрослый человек может только после серьёзной травмы. Но, вероятнее всего, у него в детстве были эпизоды заикания, на которые вовремя не обратили внимания, и со временем оно затухло.

«Иногда родители могут даже не понимать, что дети начинают заикаться. Они тешут себя надеждами, что он просто забыл слово или запутался. Мамы и папы говорят, что происходит это только при волнении. Но, к сожалению, дефект в этом и проявляется, – рассказывает Бабакина. – Если человека постоянно пугать или воздействовать на него стрессовыми ситуациями, то и заикание будет постоянным. Если же мозг находится в спокойном состоянии, то и дефект не будет проявляться».

Как лечат заикание?

Этим занимаются сразу несколько специалистов: невролог, логопед, психолог и психиатр. По словам Анны Анатольевны, коррекционную работу можно разделить на две части: лечебно-оздоровительную и психолого-педагогическую.

Читайте так же:
Правое полушарие мозга и заикание

Логопед поможет справиться с судорогами, а психолог – с боязнью речи. Заикающимся детям назначают медикаментозное лечение и дыхательные упражнения, которые вдобавок действуют как метод релаксации. Помогает и точечный массаж лица, стоп и рук – импульс идёт в мозг, и лишнее возбуждение снимается.

Используется также лечение гипнозом. При этом дети должны быть старше 11 лет, чтобы у них уже была сформирована психика и личностное отношение к себе.

Есть даже компьютерные программы, которые помогают в этой ситуации. Они синхронизируют речевой и слуховой центры головного мозга. Ребёнок говорит, а его речь воспроизводится медленнее. Малыш слушает, повторяет и таким образом учится более медленному говорению.

Не стоит забывать и про ЛФК, соблюдение режима дня, спокойные игры и ночной сон не менее девяти часов.

Как себя вести родителям?

Если появилось заикание, нужно не заострять внимание на нём, а создать благоприятные условия, чтобы оно могло уйти. В первую очередь родители должны следить за своей речью. Она должна быть плавной, размеренной, неторопливой и грамотной.

«Нужно с раннего детства разучивать с детьми песенки, стихи, слушать музыку, – считает логопед. – Это придаёт ритм речи, выравнивают речевое дыхание. Когда мы говорим о том, что нарушена плавность, стихи должны быть чётко ритмизированы. Замечательный ритм у стихов Корнея Чуковского, Агнии Барто».

Не нужно одёргивать ребёнка, когда он начинает запинаться, наоборот, надо помочь ему начать речь. Можно взять малыша за руку и вместе с ним шёпотом и нараспев начать то слово, которое он силиться сказать.

Важно соблюдать режим дня и нормальный, размеренный ритм жизни: дневной сон, прогулки на улице, как можно больше игр с лепкой, перебиранием, песком, чтобы успокоить нервную систему ребёнка.

«В детском саду правильно соблюдают режим дня, поэтому если у ребёнка в садике не усиливается заикание, то из этого ритма лучше не выбиваться и в выходные, – говорит врач. – Если же заикание в саду усилилось, то на период лечения лучше взять отпуск и ребёнка подержать дома, чтобы избежать стресса».

Если уже есть заикание, лучше исключить телевизор и компьютер на время лечения: месяц-два. Ребёнку можно сказать, что они сломались. Если это нереально, то хотя бы лимитировать. Неврологи говорят о часе в неделю. Но пусть хотя бы это будет не более получаса в день, и не перед сном.

Есть ли какая‑либо профилактика заикания?

По словам логопеда, нужно заботиться о речевом развитии ребёнка, подбирать учебный и игровой материал по возрасту малыша. Неправильно, когда учат читать трёхлетнего, который ещё не говорит толком.

«Это абсолютно не по возрасту, – считает специалист. – Ребёнок к шести-семи годам созревает к тому, чтобы начать читать. В школу ведь идут с этих лет, а не с трёх, потому что только тогда психически дети готовы освоить подобный материал».

Можно ли вылечиться от заикания?

Рецидив может случиться в любой стрессовой ситуации, даже когда заикание прошло ещё в детстве. Оно может проявиться с потерей близкого, из‑за какой‑то сильной психотравмы. Это может быть не явно видное заикание, а спотыкание, запинки или изменения тонуса органов артикуляции, например становится непослушным язык. Однако некоторые специалисты утверждают, что могут вылечить заикание навсегда.

Читайте так же:
Бредовые состояния при деменции

«Не перегружайте ребёнка!» Почему малыши начинают заикаться

«Не перегружайте ребёнка!» Почему малыши начинают заикатьсяАнна Бабакина. Фото Анны Бессоновой

Заикание – нарушение плавности речи из-за запинок и спазмов речевой мускулатуры. Назвать это болезнью, пожалуй, нельзя. Но его воздействие на эмоциональное состояние человека может быть очень серьёзным. Многие заики вообще предпочитают молчать, чтобы их не посчитали неуравновешенными или глупыми.

Часто ли встречается заикание?

«Это, наверное, одно из самых загадочных нарушений. Феномен дефекта до сих пор не познан, – говорит логопед высшей квалификационной категории поликлиники № 2 Белгорода Анна Бабакина. – Специфика заикания в том, что оно начинается только в раннем возрасте – от двух до пяти лет, редко когда до семи. Статистика нашего региона не отличается от других. 2 % всех детей сталкивается с такой проблемой».

Если в речи ребёнка возникают запинки, то на это нужно сразу обратить внимание. Тревожность, плаксивость, позднее начало речи, быстрый темп, агрессивность – признаки предрасположенности к заиканию. Даже если оно ушло каким‑то образом при благоприятной обстановке, всё равно может случиться рецидив. И произойти это может в любом возрасте.

«В моей практике таких детей немного, – признаётся Бабакина. – Например, сегодня из 20 человек не было ни одного с заиканием. Весной и летом, когда дети перед детсадом и школой проходят медкомиссию, ко мне может прийти один человек в неделю. Зимой же родители редко приводят детей к неврологу и логопеду, в это время у меня может быть и один заикающийся ребёнок в месяц».

Почему дети заикаются?

Заикание всегда непосредственно связано с нервно-психическим состоянием ребёнка. А вот агрессивных, провоцирующих факторов, которые могут вызвать заикание, много.

В первую очередь – физиологические. Это может быть поражение нервной системы после родовой травмы, курение или употребление алкоголя матерью во время беременности, наследственная предрасположенность. К заиканию может вести травма головного мозга или изменения в нервной системе из‑за перенесённых болезней.

Насторожиться родителям стоит, когда дети с большим опозданием начинают говорить. Даже переучивание левшей в правшей тоже может вызвать заикание.

Второй ряд факторов – психологические. Это стрессовые ситуации, детские страхи, обида, желание привлечь к себе внимание родителей или окружения, сильный испуг.

Можно выделить и социальные факторы: чрезмерную строгость родителей в воспитании ребёнка и недостаточное внимание. Речь с придыханием, в быстром темпе, спешке тоже может перерасти в заикание.

«Ещё сейчас очень актуальна перегрузка ребёнка речевым материалом. Тщеславные родители начинают учить детей алфавиту с трёх лет, – объясняет логопед. – Дают непосильный речевой материал, к примеру «У лукоморья дуб зелёный», пропуская такие стихи как «Наша Таня громко плачет». Или учат детей говорить сразу на двух языках. Такая перегрузка тоже может вызвать заикание».

В практике Анны Анатольевны чаще всего встречаются дети, заикающиеся из‑за неблагоприятной наследственности, поражения нервной системы во время родов, после перенесённых серьёзных заболеваний.

Правда ли, что можно начать заикаться от испуга?

Страх действительно провоцирует заикание, но для этого должна быть предрасположенность. Если нервно-психическое состояние в норме и ребёнок не настолько возбудим и тревожен, то, как его ни пугай – салютами, взрывами, собаками, заикание не проявится.

Какое бывает заикание?

Допустим, вы бежите, и вдруг перед вами появляется пропасть. Один человек начинает переминаться на месте. Такова клоническая форма заикания – повторение звуков и слогов.

Другой человек резко останавливается перед пропастью и не может больше ничего сделать. Это напоминает тоническое заикание, которое считается более сильным, чем клоническое: наблюдаются длительные паузы, как перед началом речи, так и во время произнесения фразы.

Могут быть и смешанные формы.

Может ли начать заикаться взрослый?

Столкнуться с этой проблемой взрослый человек может только после серьёзной травмы. Но, вероятнее всего, у него в детстве были эпизоды заикания, на которые вовремя не обратили внимания, и со временем оно затухло.

«Иногда родители могут даже не понимать, что дети начинают заикаться. Они тешут себя надеждами, что он просто забыл слово или запутался. Мамы и папы говорят, что происходит это только при волнении. Но, к сожалению, дефект в этом и проявляется, – рассказывает Бабакина. – Если человека постоянно пугать или воздействовать на него стрессовыми ситуациями, то и заикание будет постоянным. Если же мозг находится в спокойном состоянии, то и дефект не будет проявляться».

Как лечат заикание?

Этим занимаются сразу несколько специалистов: невролог, логопед, психолог и психиатр. По словам Анны Анатольевны, коррекционную работу можно разделить на две части: лечебно-оздоровительную и психолого-педагогическую.

Читайте так же:
Мыслительные процессы при деменции

Логопед поможет справиться с судорогами, а психолог – с боязнью речи. Заикающимся детям назначают медикаментозное лечение и дыхательные упражнения, которые вдобавок действуют как метод релаксации. Помогает и точечный массаж лица, стоп и рук – импульс идёт в мозг, и лишнее возбуждение снимается.

Используется также лечение гипнозом. При этом дети должны быть старше 11 лет, чтобы у них уже была сформирована психика и личностное отношение к себе.

Есть даже компьютерные программы, которые помогают в этой ситуации. Они синхронизируют речевой и слуховой центры головного мозга. Ребёнок говорит, а его речь воспроизводится медленнее. Малыш слушает, повторяет и таким образом учится более медленному говорению.

Не стоит забывать и про ЛФК, соблюдение режима дня, спокойные игры и ночной сон не менее девяти часов.

Как себя вести родителям?

Если появилось заикание, нужно не заострять внимание на нём, а создать благоприятные условия, чтобы оно могло уйти. В первую очередь родители должны следить за своей речью. Она должна быть плавной, размеренной, неторопливой и грамотной.

«Нужно с раннего детства разучивать с детьми песенки, стихи, слушать музыку, – считает логопед. – Это придаёт ритм речи, выравнивают речевое дыхание. Когда мы говорим о том, что нарушена плавность, стихи должны быть чётко ритмизированы. Замечательный ритм у стихов Корнея Чуковского, Агнии Барто».

Не нужно одёргивать ребёнка, когда он начинает запинаться, наоборот, надо помочь ему начать речь. Можно взять малыша за руку и вместе с ним шёпотом и нараспев начать то слово, которое он силиться сказать.

Важно соблюдать режим дня и нормальный, размеренный ритм жизни: дневной сон, прогулки на улице, как можно больше игр с лепкой, перебиранием, песком, чтобы успокоить нервную систему ребёнка.

«В детском саду правильно соблюдают режим дня, поэтому если у ребёнка в садике не усиливается заикание, то из этого ритма лучше не выбиваться и в выходные, – говорит врач. – Если же заикание в саду усилилось, то на период лечения лучше взять отпуск и ребёнка подержать дома, чтобы избежать стресса».

Если уже есть заикание, лучше исключить телевизор и компьютер на время лечения: месяц-два. Ребёнку можно сказать, что они сломались. Если это нереально, то хотя бы лимитировать. Неврологи говорят о часе в неделю. Но пусть хотя бы это будет не более получаса в день, и не перед сном.

Есть ли какая‑либо профилактика заикания?

По словам логопеда, нужно заботиться о речевом развитии ребёнка, подбирать учебный и игровой материал по возрасту малыша. Неправильно, когда учат читать трёхлетнего, который ещё не говорит толком.

«Это абсолютно не по возрасту, – считает специалист. – Ребёнок к шести-семи годам созревает к тому, чтобы начать читать. В школу ведь идут с этих лет, а не с трёх, потому что только тогда психически дети готовы освоить подобный материал».

Можно ли вылечиться от заикания?

Рецидив может случиться в любой стрессовой ситуации, даже когда заикание прошло ещё в детстве. Оно может проявиться с потерей близкого, из‑за какой‑то сильной психотравмы. Это может быть не явно видное заикание, а спотыкание, запинки или изменения тонуса органов артикуляции, например становится непослушным язык. Однако некоторые специалисты утверждают, что могут вылечить заикание навсегда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector